Одежду могут приравнять к продуктам

| статьи | печать

Федеральная антимонопольная служба предлагает распространить действие Закона о торговле, призванного изменить политику ценообразования российских ретейлеров, на рынок непродовольственных товаров. Об этом заявил заместитель руководителя ведомства Андрей Цыганов на форуме «Федеральный закон о торговле — новый этап отношений сетей и поставщиков» . По мнению экспертов, расширять действие закона, пока не отработан механизм его действия, нецелесообразно. Некоторые нормы закона, принятого в феврале текущего года, вступят в силу только с 1 августа.

Cтатьи 13 и 14 закона должны распространяться и на непродовольственные товары, чтобы не было различных условий деятельности у одних и тех же юридических лиц, занимающихся торговлей продовольственными и непродовольственными товарами», — заявил А. Цыганов. Напомним, что ст. 13 Закона о торговле запрещает ретейлерам ограничивать договоры поставщиков с другими торговыми сетями, брать с них плату за изменение ассортимента поставок и требовать компенсацию за украденный в магазинах товар. В статье 14 сказано, что торговые сети не могут приобретать дополнительные торговые площади, если доля ретейлера в объеме реализации продовольствия превышает 25% в границах субъекта РФ, городского округа или муниципального района.

По мнению заместителя руководителя антимонопольного ведомства, необходимо внести уточнения в определения торговой сети, торговой деятельности и товарных рынков, содержащиеся в законе. В частности, следует разделить розничную торговлю и дистрибуцию. Дело в том, что сегодня деятельность дистрибьюторов, имеющих более двух оптовых точек, подпадает под определение розничной сети, вследствие чего на их работу распространяются ограничения по срокам оплаты товара и бонусам.

В Минпромторге и Минэкономразвития сдержанно восприняли инициативу антимонопольного ведомства. Так, глава Департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга Олег Сазанов отметил, что вопрос о регулировании деятельности дистрибьюторов рассматривался экспертным советом министерства, но решение о конкретных изменениях может быть принято после того, как закон начнет действовать и станут понятны истинные проблемы дистрибьюторов. Сейчас звучит много опасений, но конкретные проблемы не выявляются, сказал О. Сазанов.

Расширение закона преждевременно

«Это предложение не обсуждалось», — заявил замглавы Минпромторга Андрей Дементьев. По его словам, пока ведется мониторинг реализации действующего закона. Новые правила только начали действовать, и обсуждать дополнения к ним преждевременно.

«Не все нормы закона еще вступили в силу. Да и объективного анализа его эффективности пока никто не проводил, — отметил в разговоре с корреспондентом „ЭЖ“ совладелец ГК „Виктория“ Николай Власенко. — Авторы закона главной целью называли поддержку отечественных сельхозпроизводителей и снижение розничных цен. Нужно посмотреть, будут ли выполнены эти задачи на практике, а уже потом браться за расширение сферы регулирования закона».

Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков уверен, что попытка расширить действие закона на непродовольственную розницу не удастся: «Закон о торговле в нынешней редакции совершенно не учитывает интересы потребителей. Это всего лишь попытка государства ввести регулирование отношений между производителями и поставщиками с одной стороны и ретейлерами — с другой. Да и эта попытка провалилась. Закон как не работал, так и не работает».

Опрошенные «ЭЖ» представители непродовольственных сетей высказали мнение, что распространение норм Закона о торговле на все розничные магазины не приведет к каким-либо изменениям на рынке. Во-первых, уровень конкуренции в непродовольственном секторе гораздо выше, чем в продуктовой отрасли, и завоевание 25% рынка кажется недостижимым уровнем для его игроков. Так, по данным Минпромторга, доля пяти крупнейших сетей в России в сегменте продуктов питания составляет 11%, одежды — 1,4, текстиля — 0,5. Исключение — сектор бытовой техники и другой электроники, где доля пяти крупнейших российских сетей составляет 68%, а также сектор мобильных телефонов и сотовой связи, где пять крупнейших ретейлеров занимают 82% рынка. Во-вторых, большинство магазинов одежного сегмента выступают одновременно производителями, поставщиками и продавцами. В-третьих, применить Закон о торговле к непродовольственному ретейлу будет сложно, поскольку у непродовольственных товаров значительно больше подсегментов и ограничивать каждый из них проблематично.

Депутаты составляют типовой договор

Помимо представителей ФАС с инициативой о внесении изменений в торговое законодательство выступили депутаты Государственной думы. Как заявила один из авторов Закона о торговле заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Яровая, законодатели хотят закрыть для торговых сетей все лазейки в законодательстве при составлении типовых договоров. Для этого депутаты предложили поставщикам подготовить и направить в Правительство РФ универсальный договор, который станет обязательным для применения всеми ретейлерами.

Согласно Закону о торговле поставщики и ретейлеры должны к 1 августа текущего года привести все свои договоры в соответствие с новыми правилами. Однако депутатов не устраивают те условия, которые сети навязывают поставщикам сегодня. И. Яровая считает, что типовые договоры должны оформлять не торговые сети, как сейчас, а производители продуктов питания. «Мы хотим составить типовой договор в соответствии с Законом о торговле, чтобы упредить внесение в него завуалированных недобросовестных практик», — заявила депутат. По ее словам, депутаты и участники рынка уже работают над проектом договора, который затем будет представлен на рассмотрение Правительству РФ. Но сначала депутаты Госдумы намерены дождаться отчета Федеральной антимонопольной службы, которая в настоящее время проверяет торговые сети, чтобы понять, как складывается договорная практика. Представители сетевых магазинов в свою очередь намерены препятствовать реализации данной инициативы. Они утверждают, что введение типовых договоров — антирыночный механизм.

К сведению

Закон о торговле снизил рейтинг России

Пока чиновники, депутаты  и участники рынка спорят, какие изменения вносить в Закон  о торговле, мировые эксперты оценивают его действие на практике. В рейтинге 30 самых перспективных для розничной торговли стран, составленном A.T. Kearney по итогам 2009 г., Россия опустилась сразу на восемь пунктов — со второго на десятое место.

Самой привлекательной для ретейлеров страной эксперты признали Китай, занимавший в 2008 г. только третье место. На вторую строчку, ранее занимаемую Россией, поднялся Кувейт. Он впервые попал в список. Замыкают Топ-5 Индия, Саудовская Аравия и Бразилия. Помимо пятерки лидеров Россию по уровню инвестиционной привлекательности опередили Чили, ОАЭ, Уругвай и Перу.

Консалтинговая компания A.T. Kearney составляет рейтинг 30 развивающихся и наиболее перспективных для ретейлеров стран ежегодно на основе индекса роста мировой розничной торговли (Global Retail Development Index, GRDI). GRDI учитывает страновой риск (совокупный показатель по экономическим, политическим и социальным рискам), насыщенность и темпы роста (привлекательность для инвестирования) местного рынка, а также возможность отсрочить выход на него (чем она меньше, тем выше индекс).

Как признались в российском отделении A.T. Kearney, одним из существенных факторов провала страны стало принятие в России Закона о торговле, создавшего негативный информационный фон вокруг розничной торговли. Кроме того, при составлении рейтинга за прошлый год специалисты учитывали барьеры для входа на рынок, укрепление российских сетей, замедление темпов роста ВВП и покупательской способности населения, а также неразвитую инфраструктуру (например, отсутствие хороших дорог).

Без внимания экспертов не остался и тот факт, что в 2009 г. российский рынок покинули сразу два иностранных игрока — французская сеть Carrefour и турецкая Ramstore. Напомним, что руководство Carrefour (второго в мире по величине ретейлера после Wal-Mart), не проработавшего на российском рынке и полугода, объясняло свое решение отсутствием на рынке перспектив органического роста и возможностей для поглощений, что не позволяет компании стать лидером рынка в кратко- и среднесрочной перспективе.

Еще один скандал, который стал известен всему миру, — в прошлом году приостановить расширение и инвестиции в России грозил генеральный директор международного мебельного ретейлера IKEA Андерс Доувиг. В интервью шведской газете Dagens Industri он заявил, что недоволен бюрократическими барьерами на российском рынке.

В июне текущего года на российском рынке начала работать японская сеть магазинов одежды Uniqlo, которая рассчитывает открыть в Москве не менее десяти универмагов. К слову сказать, руководство компании хотело открыть первый магазин в России в сентябре или октябре 2008 г., но долго не могла найти подходящую площадку. После выбора помещения было назначено открыть первый магазин в феврале 2010 г. Однако из-за сложностей с российской таможней начало работы пришлось отложить еще на несколько месяцев.