1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2031

Отпускные за общественные работы

Бедствующие от кризиса предприятия могут избежать такой крайности, как массовые увольнения, если заключат с центрами занятости населения договоры на общественные работы, финансируемые из бюджета. Рабочие неполный рабочий день работают на прежней работе, а оставшееся время — на общественных работах. Ну а у бухгалтеров возникают новые вопросы: как начислять отпускные в рамках общественных работ, финансируемых из бюджета, какие налоги при этом уплачиваются и как все это отразить в бухучете.

Ситуация. В связи с тяжелым финансовым положением предприятие с 1 октября 2009 г. вступило в федеральную программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области, заключив договор на общественные работы с Центром занятости населения г. Моршанска. Рабочие были переведены на режим неполного рабочего времени (рабочий день 4 часа) по основному месту работы. На остальные 4 часа рабочие заключили договор по совместительству с руководителем предприятия на выполнение общественных работ, которые будут финансироваться из средств федерального бюджета центром занятости.

Работнику Иванову А.И. предоставляется отпуск в размере 28 календарных дней с 1 апреля 2010 г. Расчетный период отработан полностью. С апреля по сентябрь 2009 г. зарплата работника по основной работе составляла 7900 руб., а с октября 2009 г. по март 2010 г. — 3950 руб. По договору общественных работ с 1 октября 2009 г. по 31 марта 2010 г. работнику ежемесячно выплачивалось 4330 руб.

Как правильно начислить отпускные работнику? Как учитывать суммы, начисленные из средств, возмещенных центром занятости? И какие бухгалтерские проводки сделать при этом?


Нормативное регулирование общественных работ

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу (п. 2 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.97 № 875, далее — Положение об организации общественных работ).

Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане (п. 2 ст. 24 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Вместе с тем, региональные программы, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, могут предусматривать организацию общественных работ для занятых работников в случае угрозы массового увольнения (подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»).

Проведение оплачиваемых общественных работ организуется органами исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы для осуществления полномочия РФ в области содействия занятости населения (п. 3 Положения об организации общественных работ).

Отношения между органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.

Условия договора должны определять производственные возможности, количество создаваемых рабочих мест и численность участников, место проведения и характер работ, сроки начала и окончания работ, уровень оплаты труда, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования, требования по обеспечению условий охраны труда (п. 10 Положения об организации общественных работ).

С работниками, направленными на общественные работы, заключаются срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). На них распространяются все права и обязанности, установленные ТК РФ.

Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы. По решению органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления финансирование общественных работ может производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований (п. 21 Положения об организации общественных работ).


Средний заработок совместителя

Работник, принятый на общественные работы на условиях срочного трудового договора (в том числе и по совместительству) имеет право на оплату ежегодного отпуска. При этом для него неважно, за счет каких средств (собственных организации или средств бюджета) будет произведена оплата.

Средний заработок для оплаты отпуска исчисляется в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее — Положение).

Средний заработок независимо от режима работы работника рассчитывается исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (п. 4 Положения).

Средний заработок определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4).

При работе на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок для оплаты отпусков исчисляется в указанном выше порядке (п. 12 Положения).

Согласно ст. 286 ТК РФ, лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал шести месяцев, то отпуск предоставляется авансом.

Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности.

Обратите внимание, что отпускные за работу совместительству и по основному месту работы определяются отдельно.

Рассчитаем сумму отпускных на основе информации, представленной в вопросе.

Пример 1

По основной работе за расчетный период с 1 апреля 2009 г. по 31 марта 2010 г. работнику выплатили 71 100 руб. Среднедневной заработок для оплаты отпуска равен 201,53 руб. (71 100 руб. :
: 29,4 дн. х 12 мес. ). Сумма отпускных составит 5642,84 руб. (201,53 руб. х 28 дн.).

За общественные работы, выполняемые по совместительству, за расчетный период с 1 октября 2009 г. по 31 марта 2010 г. (шесть месяцев) ему выплатили 25 980 руб. Среднедневной заработок для оплаты отпуска составит 147,28 руб. (25 980 руб. : : 29,4 дн. х 6 мес.). Сумма отпускных за общественные работы — 4123,84 руб. (147,28 руб. х 28 дн.).

Таким образом, общая сумма отпускных — 9766,68 руб. (5642,84 руб. + 4123,84 руб.).

Отметим, что отпускные за общественные работы, выплаченные работодателем, возмещаются ему центром занятости в порядке, определенном договором.


Расчет до окончания расчетного периода

Весьма важный момент. В ситуации, когда расчетный период для расчета отпускных (например, с 1 апреля 2009 г. по 31 марта 2010 г.) заканчивается непосредственно перед началом отпуска (например, 1 апреля 2010 г.), бухгалтер сталкивается с проблемой корректного расчета. Ведь в силу ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала. Если отпуск начинается 1-го числа месяца, то отпускные работник должен получить, когда еще не закончен расчетный период для отпускных.


Полагаем, что здесь допустимы два подхода.

Первый подход заключается в следующем. Выплата отпускных до окончания расчетного периода осуществляется исходя из размера среднего заработка, определенного с учетом фактически начисленных в месяце расчета сумм. В следующем месяце (когда работник отдыхает) бухгалтер может спокойно сделать перерасчет с учетом тех сумм, которые работнику были начислены в последние дни расчетного месяца после выплаты отпускных. Одновременно с выплатой очередной заработной платы работнику, вышедшему из отпуска, будет произведена доплата отпускных.

Второй подход основан на определенном доверии к работнику. Работнику авансом начисляются суммы заработной платы до окончания месяца, чтобы с учетом их можно было рассчитать отпускные без последующего перерасчета. Разумеется, если работник заболеет непосредственно перед отпуском, то после отпуска придется делать перерасчет с уменьшением суммы отпускных.

Отметим, что в предложенной выше ситуации и примере 1 бухгалтерия фактически применила второй подход — «на доверии».


Налогообложение общественных работ

Федеральным законом от 05.04.2010 № 41-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 2 ст. 146 НК РФ был введен новый подп. 11, согласно которому не является объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства РФ. Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (п. 4 ст. 5 Закона № 41-ФЗ).

Следовательно, в рассматриваемой ситуации ни сами общественные работы, проводимые организацией, ни субсидии из средств федерального бюджета, полученные в возмещение расходов на оплату труда работников на данных работах, не должны облагаться НДС. Отметим, что до появления подп. 11 п. 2 ст. 146 НК РФ вопрос был весьма спорным.


Теперь, что касается налога на прибыль.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ). Очевидно, что поскольку за полученное через Фонд занятости из федерального бюджета финансирование организация должна отчитываться, такие средства являются целевыми. Возникает вопрос, признаются ли полученные от Фонда занятости бюджетные субсидии доходом или нет?

До 2010 г. этот вопрос был спорным. С 2010 г., к сожалению, он однозначно решается не в пользу получателей субсидий — коммерческих организаций.

В статье 251 НК РФ для целевых средств имеется две нормы: подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (целевое финансирование) и п. 2 ст. 251 НК РФ (целевые поступления).

Первая из них может быть применена лишь бюджетными или автономными учреждениями, поскольку в ней под средствами целевого финансирования понимается совершенно закрытый перечень поступлений. Субсидии коммерческим организациям из Фонда занятости в этом перечне не просматриваются. Вторая норма не может быть применена именно с 2010 г. Ранее в ней имелось словосочетание «целевые поступления из бюджета», которое можно было в принципе распространить и на коммерческие организации. После внесения изменений Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ норма п. 2 ст. 251 НК РФ имеет отношение лишь к некоммерческим организациям.

Таким образом, бюджетные средства на возмещение расходов по организации общественных работ, полученные работодателем, не являющимся бюджетным или автономным учреждением или некоммерческой организацией, не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений, и, как следствие, учитываются в составе налогооблагаемых доходов. Для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств в силу подп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ моментом признания является дата фактического поступления денежных средств на расчетный счет организации.

В то же время затраты, произведенные работодателями в связи с осуществлением деятельности по организации общественных работ за счет полученных из бюджета средств, могут быть учтены в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Такой вывод был сделан в письме Минфина России от 09.03.2010 № 03-03-06/1/122.

Аналогичный порядок должны применять организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Субсидии, полученные организациями (кроме учреждений), в целях возмещения затрат по организации общественных работ, стажировки, временного трудоустройства граждан, ищущих работу, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (письмо Минфина России от 02.03.2010 № 03-11-06/2/24). По нашему мнению, «упрощенцы», применяющие объект налогообложения «доходы минус расходы», также имеют право учесть расходы по выплате заработной платы и отпускных «общественным» работникам.


Страховые взносы

Согласно п. 13 Положения об организации общественных работ с лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор. Следовательно, такие работники подлежат обязательному социальному страхованию в общем порядке.

В силу ст. 7, 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ
«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» все выплаты работникам по трудовым договорам за исключением выплат, поименованных в ст. 9 данного закона, подлежат обложению страховыми взносами.

При этом в перечне льготных выплат ст. 9 никаких особенностей для выплат по общественным работам (в том числе возмещаемым из бюджета) не предусмотрено. Поэтому в рассматриваемой ситуации сумма отпускных будет облагаться страховыми взносами на общих основаниях.


Бухгалтерское оформление

Порядок отражения в бухучете информации о государственной помощи коммерческим организациям, предоставленной в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств) и в прочих формах, регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». При этом для отражения начисленных бюджетных средств используется счет 86 «Целевое финансирование».

В то же время для ситуации, когда субсидии предоставляются как возмещение совершенных расходов, использование счета 86 не предусмотрено. Согласно п. 10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации в составе прочих доходов. Иначе говоря, производится кредитование субсчета 91-1 «Прочие доходы» в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Пример 2

Вернемся к рассматриваемой нами ситуации и используем суммы отпускных, рассчитанных в примере 1. Предположим, что организация выбрала второй подход при расчете отпускных до окончания расчетного периода, то есть, работнику авансом начисляются суммы заработной платы до окончания месяца, чтобы с учетом их можно было рассчитать отпускные без последующего перерасчета.

Допустим, что начисление и выплата отпускных осуществляются 26 марта, начисление заработной платы за вторую половину месяца — 31 марта, документы о начисленных суммах по общественным работам для получения субсидии отправлены в центр занятости 2 апреля, решение центра занятости о предоставлении субсидии по общественным работам за март в отношении всех «общественных работников» в сумме 462 165 руб. получено 6 апреля, сумма субсидии поступила на счет организации 12 апреля.

В рассматриваемой ситуации должны быть сделаны следующие проводки:

26 марта

Дебет 20 Кредит 70

— 5642,84 руб. — начислена сумма отпускных работнику по основной работе;

Дебет 20 субсчет «Общественные работы» Кредит 70

— 4123,84 руб. — начислена сумма отпускных работнику по общественным работам;

Дебет 70 Кредит 68

— 1269,67 руб. ((5642,84 руб. + 4123,84 руб.) х 13%) — удержан НДФЛ (предполагаем, что стандартный вычет 400 руб. за март использован при выплате зарплаты за первую часть марта, а вычет за апрель будет использован при оплате последних двух дней апреля);

Дебет 70 Кредит 50

— 8497,01 руб. (5642,84 руб. + 4123,84 руб. — 1269,67 руб.) — произведена выплата отпускных из кассы;

31 марта

Проводки по начислению заработной платы за вторую половину марта по основной работе и общественным работам, начисление страховых взносов во внебюджетные фонды на сумму заработной платы за первую и вторую половину месяца и на сумму отпускных;

6 апреля

Дебет 76 Кредит 91-1

— 462 165 руб. — отражено возникновение задолженности центра занятости по выплате возмещения затрат на оплату общественных работ;

12 апреля

Дебет 51 Кредит 76

— 462 165 руб. — произведено зачисление субсидии на расчетный счет.

Следует учитывать, что в сумме полученного от центра занятости возмещения должна быть учтена и сумма отпускных, начисленных в рамках общественных работ (только за общественные работы без учета отпускных по основной деятельности!), а также сумма страховых взносов, начисленных на данную сумму отпускных.