Шило налогового администрирования

| статьи | печать

Российское деловое сообщество против варианта поправок в законопроект о совершенствовании налогового администрирования, который Бюджетный комитет представил для рассмотрения Госдумой 30 июня 2006 г. во втором чтении. По заявлению РСПП, ОПОРА, «Деловая Россия» такие поправки не улучшают налоговое законодательство и невыгодны налогоплательщикам.

Принятие закона с учетом предложенных поправок будет означать существенное ухудшение качества работы налоговых органов, утверждается в заявлении трех организаций.

Законопроект о реформе налогового администрирования появился год назад после Послания Президента Федеральному Собранию, в котором было велено покончить с «налоговым террором». Заявленная цель — совершенствование контроля, упорядочение проверок и документооборота в налоговой сфере. Налоговое администрирование должно стать основой успешного сосуществования налоговой системы и бизнеса. Эту задачу могут обеспечить следующие принципы:

1. Правила должны быть ясными и восприниматься как справедливые.

2. Необходимо равенство прав налогоплательщика и налоговых органов.

3. Санкции за нарушения — не карательная мера, а инструмент поддержания налоговой дисциплины и пресечения коррупции в налоговых органах.

Спор о ложке дегтя

Безусловно, ряд поправок в первую часть Налогового кодекса несет положительные изменения. Но достаточно двух-трех штрихов, чтобы испортить жизнь налогоплательщиков. Поэтому спор о ложке дегтя продолжается.

Разногласия вызвали поправки, связанные с выездными, камеральными и встречными проверками. Бюджетный комитет утвердил вариант поправок, которые ограничивают проверяющие налоговые органы в сроках выездных проверок 4 месяцами, а в исключительных случаях позволяют продлить их до 6 месяцев. ФНС определила веские основания продления проверки.

Но законодатели забыли конкретизировать в законопроекте исключительные случаи. В результате проверка без лишних проблем для налоговиков может продолжаться полгода. И предприниматели опасаются, что исключительные случаи станут нормой, а проверки станут перманентными. Тем более что существенное нарушение их сроков, по мнению авторов поправок, не может служить основанием для отмены решения налогового органа. При этом проводить выездные проверки одного налогоплательщика по новым правилам можно 2 раза в течение одного календарного года.

Эти изменения в законопроект, по мнению экспертов, узаконивают непрофессионализм и расхолаживают инспекторов. Более того, новые поправки только усиливают налоговый гнет на предпринимателя.

Согласно нововведениям камеральная налоговая проверка может проводиться не только на основании декларации и других документов, представленных налогоплательщиком, но и также иных документов, находящихся в распоряжении налоговых органов. Это опасное добавление открывает еще одно окно для злоупотреблений.

Вполне либеральная поправка об ограничении налоговой ответственности, то есть уменьшения давления на предпринимателя с помощью штрафов и пеней, была дополнена абзацем о том, что данная норма не распространяется на те случаи, когда налогоплательщиком представлена неполная или недостоверная информация. Кто определяет полноту и достоверность документа? Неясно. Как известно из практики, назвать неполной или недостоверной можно практически любую информацию. В итоге получаем «мертвую» норму закона. Предпринимателей беспокоит, что налогоплательщик находится в положении вечно обвиняемого, которого всегда можно за что-нибудь привлечь к ответственности.

Любопытно, что новые поправки были подписаны не фамилиями депутатов, как водится, а анонимно: «депутаты — члены Комитета по бюджету и налогам».

Законотворчество не терпит суеты

Зампред Комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков уверен, что поправки не только не снимут возможность двойной трактовки Налогового кодекса, но и создадут новые неопределенности. Он удивлен поспешностью, с которой вносятся изменения. Поправки появляются (причем в нарушение регламента) и утверждаются так стремительно, что ни правительственные, ни предпринимательские эксперты не успевают их проанализировать, а это грозит нестыковками норм закона, внутренними противоречиями, которые ведут к судебным тяжбам и злоупотреблениям.

Взять, к примеру, поправку о переносе налогового периода по НДС с одного месяца на квартал. Оценить эффективность этой нормы без глубокого анализа невозможно. Однако можно предположить, что эти изменения не обрадуют экспортеров и сулят им серьезные издержки, которые в итоге отрицательно скажутся на конкурентоспособности российского бизнеса.

В законопроекте, по мнению налоговых юристов, много неточных и двусмысленных формулировок, которые требуют дополнительной трактовки и способствуют росту обращений в арбитражные суды. Так что, если законодатели не объединят усилия с юристами-практиками, скоро у налоговых адвокатов прибавится работы.

Справка

О ходе проведения ФНС России выездных налоговых проверок в 2005 году

Всего ФНС России за 2005 год проведено 155 тысяч выездных налоговых проверок организаций, при этом по результатам 97% проведенных проверок выявлены нарушения.

По результатам выездных налоговых проверок за 2005 год налоговыми органами страны дополнительно начислено в бюджеты всех уровней 233 млрд руб., из них по НДС — 95,2 млрд руб., по налогу на прибыль — 69,8 млрд руб., по ЕСН — 8,2 млрд руб. Остальные поставленные вопросы не относятся к компетенции нашего управления.