1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1441

Бухучет и аудит: проблемы и перспективы развития

Готовится к принятию новый Закон «О бухгалтерском учете». Если первая часть закона практически не отличается от той, которая действует сейчас (Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ), то вторая посвящена принципиальному изменению нормативно-правового регулирования профессии, что в профессиональном сообществе оценивается как «безусловно очень актуальное». В свете принятия нового закона возникают вопросы престижа профессий бухгалтера и аудитора, полезности и качества их работы, что и определяет активную жизненную позицию профессионалов.

Бухгалтерский учет и бухгалтер

Сегодня наметились три главных потребителя процесса под названием «бухгалтерский учет» и три его продукта.

Такой продукт бухгалтерского учета, как внешняя бухгалтерская отчетность, предназначен для внешнего инвестора.

Второй продукт — налоговая отчетность, так или иначе связанная с бухгалтерским учетом, находит своего потребителя как вне предприятия, так и в лице его менеджмента.

Третий продукт — внутренняя управленческая отчетность.

Нужно констатировать, что на обеспечение качества и достоверности внешней финансовой отчетности, полезной для принятия экономических решений инвестором (как реальным, так и потенциальным) и собственником компании, в основном и направлена вся работа профессионального сообщества.

К сожалению, сейчас по ряду субъективных и объективных причин эта цель не достигается в полной мере в силу того, что инвестор как пользователь и потребитель внешней бухгалтерской отчетности не развит в нашей стране. На первый план выходят две другие категории пользователей процессов и продуктов бухгалтерского учета — потребители налогового учета и отчетности в лице государства и бизнеса всех уровней управления и потребители управленческой отчетности.

О налоговой составляющей бухгалтерской профессии сегодня говорить не будем. Рассмотрим управленческую полезность бухгалтерского учета.

Как известно, налоговая нагрузка на бухгалтерский учет искажает не только реальность, интерпретацию фактов хозяйственной деятельности, активов, доходов, расходов, но и финансовую внешнюю и управленческую внутреннюю отчетность. А менеджмент должен представлять реальную картину бизнеса.

Другая, более серьезная, также повсеместно распространенная проблема: бухгалтер теряет в бухгалтерском учете аналитическую, управленческую и даже контрольную функции. И это несмотря на то, что метод двойной записи сам по себе обеспечивает структуру внешней финансовой отчетности и взаимосвязь баланса и отчета о прибылях и убытках, достоверность информации и ее контроль.

Утрачиваемая часть функций бухгалтера переходит к исполнению в другие структуры и подразделения. Где-то это происходит искусственно и спонтанно, где-то — сознательно и целенаправленно.

В широком смысле слова бухгалтерский учет становится неуправленческим, то есть учетной системой, информация которой напрямую не востребована менеджментом. И не потому, что управленческий учет в большей степени предполагает учет затрат, калькулирование себестоимости. И не потому, что сегодня управленческий учет во многом социальный, стратегический учет и др. И не потому, что управленческий учет предполагает применение методов оперативного учета для учета интеллектуальной собственности, когда бухгалтер по каким-либо причинам не может, не в состоянии или боится квалифицировать ее как реальный актив, приносящий экономическую выгоду. А потому, что любой учет, любая профессия могут существовать только тогда, когда они кому-то нужны в долгосрочной перспективе.

Сегодня на многих предприятиях формируются самостоятельные департаменты управленческого учета или аналогичные структурные подразделения, называемые модным словом «контроллинг». Иногда в одной и той же компании имеет место и то и другое, помимо планово-экономического департамента или службы. Сотрудники этих подразделений заявляют, например, что именно они обеспечивают весь менеджмент предприятия достоверными оперативными данными для принятия решений, а чем занимается бухгалтерия, не понятно.

Все это говорит о том, что бухгалтерский учет менеджментом в полной мере не востребован. Основные причины сложившейся в бухгалтерском учете ситуации, на наш взгляд, следующие: налоговый приоритет мышления бухгалтера, неумение читать нормативно-правовые акты с учетом приоритета экономического содержания над юридической формой и самое сложное — психология ретроспективного мышления бухгалтера и психология применения нормативно-правовых актов в транскрипции «что не запрещено, тоже нельзя».

В результате ограничивается деятельность бухгалтера как управленческого консультанта менеджеров, нередко создается напряжение в отношениях между собственником и топ-менеджером с одной стороны и бухгалтером — с другой.

Аудит и аудитор

Даже в лучшие времена при отсутствии экономического спада серьезные субъекты рыночных отношений не принимали решение о выборе аудитора или аудиторской компании формально только потому, что этого требовал закон. Бизнес всегда ждет реальной пользы и помощи от аудитора.

Если говорить о содержании реальной работы аудиторов и аудиторских компаний, то они должны обеспечить экономический эффект своим клиентам как минимум по двум направлениям.

Первое — эффект в управлении налоговыми рисками, что предполагает контроль достоверности подсчета налоговой базы, правильности формирования налоговых обязательств и осуществления налоговых процедур.

Второе — анализ эффективности организации бизнеса в разных аспектах, что непосредственно связано с аудитом бизнес-процессов, управленческого учета и информационных систем с точки зрения их полезности и эффективности, аудитом различных активов, материальной и интеллектуальной собственности, человеческого капитала, аудитом эффективности управления по разным направлениям организации бизнеса.

Но здесь кроется самая серьезная проблема — недостаток специалистов, человеческого капитала, способных приносить пользу. Таких людей катастрофически не хватает. То есть тех, кто за отсутствием подписи в первичном документе или отсутствием самого документа видит «не деревья, а лес». Тех, кто понимает, какие неэффективно организованные бизнес-процессы или неиспользуемые активы ведут к убыткам независимо от того, как они отражаются в бухгалтерском учете, и подает эту информацию в систематизированном виде, чтобы собственники и (или) менеджмент могли своевременно принять необходимые меры.

Бухгалтер и аудитор: система внутреннего контроля как область взаимодействия

Бухгалтерскому учету по его сути присуща надежная система внутреннего контроля. Ведь документооборот, оперативная обратная связь по принимаемым решениям — это во многом аналитика системы бухгалтерского учета. А если он автоматизирован, то это и оперативный аналитический бухгалтерский учет, он же и управленческий. И в то же время — основа, фундамент системы внутреннего контроля.

Хорошо налаженный бухучет как бизнес-процесс реально увязывает сегодня работу внешнего аудитора и бухгалтера как представителя бизнеса. Поэтому аудит системы внутреннего контроля повышает качество внешнего аудита и расширяет сферу его полезности.

В компетенцию деятельности саморегулируемых организаций, на что и нацеливает закон профессиональное сообщество, входит контроль за повышением квалификации национальных бухгалтеров и аудиторов. Действующие программы повышения квалификации, содержащие, как правило, требования формального запоминания тех или иных правил (бухучет, аудит, право, налогообложение, МСФО), надо расширять. Нужно учить людей думать. Учить на вариантных ситуациях, учить читать нормативно-правовые акты, поскольку они обычно допускают несколько способов принятия решений, учить брать на себя ответственность, учить лидерству.

Необходимы новая система дополнительного образования, введение курсов или мастер-классов по обучению способам профессионального суждения. Желательно, чтобы бухгалтеры и аудиторы аналитическую, контрольную, менеджерскую функции не отдавали в другие подразделения компаний, а реализовывали их сами, были бы в этом смысле профессиональными и успешными.

Надо помогать малому и среднему бизнесу, поскольку именно там в большей мере формируются лидеры — те, кто готов развиваться сам и вести за собой коллег, брать на себя ответственность.