1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1146

Упрощенный учет для малого бизнеса: прогнозы и перспективы

Уже несколько лет правительство стремится устранить барьеры для развития малого и среднего бизнеса. В рамках данной политики НКО «Фонд „Национальная организация по стандартам финансовой отчетности“» (Фонд НСФО) по заказу Минфина России провела научно-исследовательскую работу на тему «Упрощенная система ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для малых и средних предприятий». Это исследование послужило основой для обсуждения на инициированном Фондом НСФО совместно с Минфином России круглом столе в конце апреля.

Без бухучета не обойтись?

Свое исследование Фонд НСФО начал с небухгалтерских нормативных актов, обусловливающих необходимость ведения бухучета малыми предприятиями. Таких актов достаточно много (например, законы об ООО, АО, о банкротстве, рынке ценных бумаг, защите конкуренции, об обязательном аудите), и в них не выделяются какие-либо категории, которые не обязаны иметь бухгалтерские показатели. Решающим признаком юридического лица является его имущественная обособленность (ст. 48 ГК РФ). Причем такое лицо обязано иметь самостоятельный баланс или смету. Получается, что все организации не могут обойтись без ведения бухучета и составления отчетности, не нарушив какой-нибудь закон.

Помимо «нормативки» исследователи проанализировали реальные требования отдельных групп пользователей отчетности (собственников, банков, судов, госорганов, отслеживающих задолженности по зарплате) и провели опрос представителей самих предприятий. Оказалось, что все средние, большинство малых и более половины микропредприятий будут вести бухучет даже тогда, когда его разрешат не вести.

Большинство участников круглого стола согласились с позицией Фонда НСФО: бухучет, пусть и в упрощенном виде, но должны вести все организации, включая тех, кто применяет «упрощенку». Правда, и без горестных сожалений не обошлось. А представители Минфина прямо-таки ополчились на п. 3 ст. 4 Закона о бухучете как фактически не работающий. И не случайно. В Госдуму недавно поступил из правительства последний минфиновский вариант проекта нового федерального закона «О бухгалтерском учете». В нем уже не установлено освобождение «упрощенцев» от бухучета. Более того, предусмотрено ведение бухучета предпринимателями, адвокатами, нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой (однако частникам разрешено не вести бухгалтерский учет, если они ведут налоговый).

Для каждой категории свой порядок учета?

Одним из обсуждаемых вопросов было выделение средних предприятий со своими правилами учета. Исследователи из НСФО посчитали, что между средними и малыми может быть колоссальная разница. Поэтому для средних был предложен следующий подход: обязательное ведение бухучета и формирование отчетности по несколько упрощенным правилам с альтернативой добровольного ведения бухучета и формирования отчетности по основным правилам. Под упрощенными правилами для средних предприятий понимается не радикальное изменение, а снятие отдельных запретов и появление дополнительных возможностей в отдельных нормах действующих ПБУ. Например, предлагается не требовать дополнительно раскрывать информацию в пояснительной записке, уменьшить частоту подготовки отчетности, не требовать рыночной оценки, установить фиксированный перечень НМА, предусмотреть возможность укрупнять объекты ОС, менять их сроки использования, уравнивать эти сроки с налоговыми, устранить ретроспективный подход и учет отложенных налогов.

Для малых и микропредприятий исследователи посчитали целесообразным обязательное формирование раз в год отчетности, включающей минимальные требования, по особым правилам, с альтернативой добровольного ведения бухучета и формирования отчетности по основным правилам.

У некоторых участников круглого стола возникли сомнения в подобном упрощении для средних предприятий. Дескать, у них уже есть соблазн дробиться на малые, а так появится соблазн у крупных дробиться на средние. На это основной разработчик темы Максим Макаревич справедливо заметил, что проблема прекрасно решается через продвигаемый Минфином закон «О консолидированной отчетности».

В результате все сошлись на том, что однозначно возможность упрощения должна быть заложена для микропредприятий. Об остальных надо еще подумать, но с учетом свободы выбора для пограничных предприятий (малые — средние, средние — крупные) системы или методов учета. Отметим, что в последнем варианте проекта нового закона о бухучете возможность упрощения предусмотрена для субъектов малого предпринимательства (то есть для малых и микропредприятий, но не для средних).

Что значит «общественно значимые»?

Очевидно, Фонд НСФО готовил разработку с оглядкой на директивы Евросоюза. Стандарт МСФО по малым и средним предприятиям выделяет категорию общественно значимых предприятий, которые под него не подпадают и должны соблюдать общие нормы МСФО. Аналогичный подход внедряется и у нас.

К рассмотрению участниками круглого стола был предложен примерный перечень общественно значимых: эмитенты ценных бумаг, АО, профессиональные участники рынка ценных бумаг и квалифицированные инвесторы, градообразующие предприятия, субъекты естественных монополий, страховые организации, организации-застройщики, управляющие компании. В то же время было заявлено, что определением общественно значимых должны озаботиться различные государственные органы.

По данному вопросу участники не смогли договориться. Кто-то посчитал, что наличие собственников свыше одного уже говорит об общественной значимости. Кто-то назвал саму идею дискриминационной. Кто-то вспомнил, что в Законе о развитии малого и среднего предпринимательства предполагается упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для МП, осуществляющих отдельные виды деятельности, а вовсе не в зависимости от отсутствия общественной значимости.

Росстат против упрощения отчетности?

Исследователи из НСФО выявили минимальный набор показателей отчетности, требуемых от средних и малых предприятий нормами небухгалтерского законодательства и пользователями. Это чистые активы, активы, основные средства, денежные средства, уставный капитал, резервный фонд, задолженность по налогам, задолженность по заработной плате, задолженность по кредитам и займам, выручка, чистая прибыль. В частности, исходя из этого были предложены варианты упрощенных форм отчетности для МП и рекомендован перечень упрощенных процедур, которые могут применяться МП для получения той самой минимально необходимой информации.

Однако оказалось, что объем информации, содержащейся в предложенной разработчиками форме баланса, недостаточен для статистических целей. Нина Потявина, заместитель начальника управления статистики цен и финансов ФСГС России, отметила, что органы статистики скорее всего будут настаивать на сохранении существующей формы. При этом вразумительного ответа на вопрос, почему же статистика не может урегулировать недостаток показателей, если она как-то обходится без балансов со стороны «упрощенцев», представительница Росстата не дала.

Cправка

В настоящее время критерии отнесения коммерческих организаций, потребительских кооперативов и предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». По критериям средней численности работников и выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год законодательно выделяются две категории: средние и малые предприятия. В категории малых выделяется еще подкатегория микропредприятий.

Средние предприятия — с числом работников от 101 до 250 человек и годовой выручкой от 400 до 1000 млн руб. Малые предприятия — с числом работников от 16 до 100 человек и годовой выручкой от 50 до 400 млн руб. Микропредприятия — предприятия с числом работников до 15 человек и годовой выручкой до 50 млн руб. Отметим, что предельные значения выручки утверждены постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556

Налоговый учет заменит бухгалтерский?

Как справедливо заметили исследователи из Фонда НСФО, дублирующие расчеты в налоговом и бухгалтерском учете — одна из главных проблем трудоемкости. Поэтому они предложили концепцию — максимальное использование в бухучете уже имеющихся показателей, рассчитанных в рамках иных отраслей законодательства, прежде всего в налоговом учете.

На круглом столе эта концепция была подвергнута серьезной критике. Было замечено, что основополагающие принципы бухгалтерского и налогового учета прямо противоположны. В бухучете — принцип осмотрительности — завышение расходов и занижение доходов, а в налоговом учете — принцип осторожности — занижение расходов и завышение доходов. Кроме того, налоговое законодательство не очень интересует равномерность признания расходов, там может применяться ст. 40 НК РФ о рыночных ценах и т.д. Поэтому использование правил налогообложения в бухучете должно быть конкретным и продуманным.

Раз в год или чаще?

Споры вызвало предложение разработчиков снизить периодичность представления отчетности для малых и средних до одного раза в год. Например, Борис Нуралиев, директор фирмы «1С», сравнил малые предприятия с кораблями, бухучет — с компасом, бухгалтера — со штурманом, уплату налогов — с портом. Как компас нужен не столько в порту, сколько во время всего плавания, так и бухучет с отчетностью нужны постоянно, иначе заплывут не туда.

Говорили и о том, что настоящим упрощением для МП стала бы система одного окна, когда не нужно стоять в очередях в нескольких местах сдачи отчетов. Но участники не рассматривали сдачу отчетности раз в полугодие либо составление отчетности ежеквартально без обязанности сдачи.

Cправка

International Financial Reporting Standart for Small and Medium-sized Entities (IFRS for SMEs) — самостоятельный международный стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий, принят 9 июля 2009 г. В нем в краткой форме изложены все МСФО с учетом относительно небольшого количества упрощений. Под малыми и средними предприятиями в целях применения стандарта понимаются предприятия, которые не являются общественно значимыми и не публикуют финансовую отчетность для внешних пользователей. Причем подразумевается, что количественные критерии отнесения к малым и средним предприятиям присоединившаяся страна может установить сама

Один документ или много?

Большинство участников, как и сами разработчики, решили, что для бухгалтера МП гораздо удобнее иметь один документ с упрощенной системой учета, чем массу специальных норм в разрозненных ПБУ. Это уже само по себе было бы упрощением. Подобный стандарт существует в системе МСФО.

В то же время из заключительных слов Леонида Шнейдмана можно было понять, что он не считает необходимым какой-то специальный нормативно-правовой акт для МП.

Интересно, что проблема формы неожиданно обернулась проблемой выбора. Дело в том, что стандарт МСФО об отчетности малых и средних предприятий предусматривает выбор типа «все или ничего». То есть либо предприятие применяет этот стандарт полностью, либо оно применяет обычные правила МСФО без исключений. Оказалось, что представители Минфина автоматически переносят именно такой подход и на российскую почву. Получается, что с точки зрения возможности выбора наличие разрозненных и раскиданных по разным ПБУ норм выгоднее, чем одно ПБУ для малых.