1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1140

Электронный договор не хуже бумажного

В нашей стране отсутствует специальный закон об электронной торговле. Однако приобретение товаров и услуг по сети Интернет получает все большее распространение. Так, в России в 2005 году объем электронной торговли вырос на 38,4 % по сравнению с показателем 2004 года и составил 4,474 млрд долларов. Причем на долю электронной торговли для бизнеса пришлось 1,3 млрд долларов, что почти втрое больше по сравнению с 2004 годом.

Неудивительно, что у юристов и бизнесменов все чаще возникают вопросы, связанные с возможностью заключения договоров в Интернете.

Если особенности продажи гражданам товаров по Всемирной паутине в нашей стране устанавливает ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», то закон, который бы определял правила заключения в Глобальной сети договоров между организациями, в настоящее время отсутствует.

Чем же должны руководствоваться компании и индивидуальные предприниматели, которые заключают «виртуальные» договоры?


Теория и практика


Сразу отметим, что гражданское законодательство не выделяет договоры, заключаемые посредством электронных сетей, в отдельную разновидность. В Интернете могут заключаться договоры подряда (например, печать визитных карточек), купли-продажи (приобретение расходных материалов для оргтехники), возмездного оказания услуг (техническая поддержка веб-сайта) и т. п. Такие сделки регулируются соответствующими положеними Гражданского кодекса РФ.

Поэтому применительно к «виртуальным» сделкам можно говорить только об особенностях обычных договоров купли-продажи, возмездного оказания услуг и др., заключаемых посредством электронных сетей.

Для фирм и предпринимателей, заключающих такие договоры, жизненно важными вопросами являются следующие:

1. Можно ли считать договоры, оформленные в электронной сети, заключенными в письменной форме?

Решение вопроса о форме заключаемых в Интернете договоров представляет не только теоретический интерес. Дело в том, что юридические лица обязаны заключать договоры с гражданами и с другими юридическими лицами исключительно в письменной форме (ст. 158 ГК РФ). Это же требование согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ относится и к индивидуальным предпринимателям.

По общему правилу, если стороны нарушат требование о заключении сделки в письменной форме, они не смогут при возникновении спора сослаться для подтверждения ее условий на свидетельские показания.

В некоторых случаях (например, при заключении внешнеэкономических контрактов с иностранными партнерами) несоблюдение письменной формы вообще влечет ее недействительность (ст. 262 ГК РФ).

Так что фирмы и предприниматели вправе участвовать в «виртуальной» сделке только в том случае, если эту сделку можно рассматривать как договор, заключенный в письменной форме.

2. С какого момента такие договоры считаются заключенными?

Вопрос этот имеет практическое значение постольку, поскольку момент возникновения у сторон прав и обязанностей по сделке определяется моментом заключения договора. Кроме того, на этот же момент определяются полномочия представителей сторон, заключивших договор (генеральных директоров, управляющих и т.п.).

Справка

Из любого правила есть исключения. Не все договоры, которые должны оформляться в письменной форме, могут быть заключены через Интернет.

1. Это договоры, подлежащие государственной регистрации, в частности сделки с землей и другим недвижимым имуществом (п. 1 ст. 164 ГК РФ), а также договоры, требующие нотариального удостоверения. Несоблюдение нотариальной формы или требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной (п. 1 ст. 165 ГК РФ).

2. Это так называемые реальные договоры (заем, хранение и др.), которые считаются заключенными с момента передачи имущества.

Реальные договоры нельзя заключить через Интернет по той простой причине, что по электронной сети нельзя передать имущество.

Правда, с помощью электронной почты можно направить оферту, которая предполагает заключение реального договора и акцепт на нее. Но такой обмен письмами сам по себе не равнозначен заключению реального договора.


Обмен письмами


Заключение двумя хозяйствующими субъектами «электронного» договора сводится к обмену электронными сообщениями. Этому обмену могут предшествовать предварительные переговоры сторон будущей сделки (например, продавца и покупателя), на которых согласовываются ее условия. Впрочем, стороны могут сразу перейти к обмену сообщениями, минуя этот этап.

Далее продавец направляет покупателю электронное письмо, содержащее оферту, то есть предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (ст. 435 ГК РФ). Это значит, что отправленное продавцом письмо должно содержать существенные условия договора купли-продажи (наименование и количество товара).
Затем, если покупатель согласен с условиями оферты, он направляет акцепт на нее (ответ о принятии предложения продавца).

Можно ли данную схему приравнивать к заключению письменного договора? Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 ст. 434 ГК РФ. В соответствии с этой статьей, договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Из этой формулировки следует, что необходимыми условиями соблюдения письменной формы являются:

● составление одного или нескольких документов;

● возможность установить, что эти документы исходят от контрагента.

Понятие документа раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Под документом понимается «зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». Электронное письмо под это определение вполне подходит — оно зафиксировано на электронном носителе и имеет реквизиты (дату, адреса отправителя и получателя, тему письма).

Что же касается второго условия, то однозначно установить, что сообщение исходит от контрагента, можно только в том случае, если адресат и адресант используют электронно-цифровую подпись. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронно-цифровой подписи» при соблюдении необходимых условий электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Следовательно, оформленным в простой письменной форме можно считать такой договор, который заключен посредством обмена электронными письмами, подписанными при помощи электронной цифровой подписи.
Договор считается заключенным с момента получения лицом, направившим оферту, акцепта на нее (п. 1 ст. 433 ГК РФ).

Следовательно, в приведенном нами примере права и обязанности у сторон возникнут после получения продавцом электронного сообщения от покупателя.


Без цифровой подписи не обойтись

Кроме заключения договоров путем обмена электронными сообщениями, существует и еще один способ оформления договоров в виртуальном пространстве. Это заполнение покупателем (заказчиком) стандартной формы, размещенной на сайте продавца (исполнителя). При этом покупатель (заказчик) заполняет эту форму, указав в ней наименование товара, его количество и т.п., а затем щелкает на иконке «Согласен».

Хотя данный способ чаще всего используется в розничной торговле при продаже товаров физическим лицам, организации в принципе могут применять его и при заключении договоров с другими компаниями или индивидуальными предпринимателями.

Однако и в этом случае для того, чтобы такие договоры считались заключенными в письменной форме, опять-таки необходимо соблюдение приведенных выше условий.

1. Стороны договора должны обменяться электронными сообщениями (документами). Так что если, к примеру, покупатель заполнил бланк заказа на сайте продавца, но не получил от него подтверждение о получении заказа, то письменная форма договора не будет соблюдена.

2. Такие электронные сообщения должны быть подписаны электронно-цифровыми подписями, так как только эта мера позволяет достоверно установить, что сообщение исходит от партнера по договору.

К сожалению, размещенные на веб-страницах продавцов бланки заказа, как правило, не предусматривают возможности заверения заказа на предлагаемый товар электронно-цифровой подписью покупателя. Это обстоятельство не позволяет организациям заключать договоры путем заполнения электронного бланка.

Внимание

Одна из первых работ, посвященных заключению сделок при помощи сетей связи (телеграфа и телефона), — статья В. Каткова «Заключение договоров при посредстве электричества» была опубликована в 1896 году.

Через 100 лет после этого, в 1996 году, Комиссия ООН по международной торговле ЮНСИТРАЛ утвердила Типовой закон «Об электронной торговле». Этот документ не имеет прямого действия. Его положения будут действовать только в тех странах, которые примут свои национальные законы на его основе.

В России проект соответствующего федерального закона был разработан в Комитете Государственной Думы РФ по информационной политике. Однако на данный момент российский законопроект «Об электронной торговле» не принят даже в первом чтении.