1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1015

Мониторинг законодательства

Налоговые отношения

Федеральный закон от 05.04.2010 № 50-ФЗ
«О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Уточнен перечень работ и услуг, выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, к которым применяется нулевая ставка НДС. Она будет распространяться на работы (услуги) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы России товаров и вывозу с ее территории продуктов переработки, а также на работы (услуги), связанные с такой перевозкой, если их стоимость указана в перевозочных документах.

Вступает в силу с 1 июля 2010 г.

Письмо Минфина России от 12.04.2010 № 03-04-06/9-72

Налогоплательщик на основании уведомления налогового органа имеет право до окончания налогового периода обратиться к работодателю за получением имущественного вычета, предусмотренного подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ (п. 3 ст. 220 НК РФ).

Если после представления заявления работодатель неправомерно удержит налог без учета имущественного вычета, сумма излишне удержанного после заявления налога подлежит возврату налогоплательщику в соответствии со ст. 231 НК РФ.

При этом возврат налогоплательщику сумм излишне удержанного НДФЛ за счет уменьшения подлежащих перечислению сумм налога с доходов, полученных от данного налогового агента иными физическими лицами, НК РФ не предусмотрен.

Суммы НДФЛ, удержанные работодателем до получения им заявления о предоставлении вычета и соответствующего подтверждения налогового органа, не являются «излишне удержанными» и под действие ст. 231 НК РФ не подпадают.

Если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы имущественного вычета, налогоплательщик имеет право на получение указанного вычета при подаче налоговой декларации в инспекцию по окончании налогового периода.

Письмо Минфина России от 09.04.2010 № 03-04-06/2-67

При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (п. 4 ст. 212 НК РФ).

При этом пересчет в рубли рыночной стоимости указанных ценных бумаг, выраженной в иностранной валюте, производится по официальному курсу ЦБ РФ на дату приобретения ценных бумаг, то есть на дату перехода права на указанные ценные бумаги.

Выраженные в иностранной валюте расходы налогоплательщика на приобретение ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату, когда такие расходы были фактически произведены налогоплательщиком.

Письмо Минфина России от 08.04.2010 № 03-02-07/1-150

При принятии налоговым органом решений о взыскании налога и применении обеспечительной меры в виде приостановления операций по счетам в банках в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, следует учитывать, что денежные средства, находящиеся на депозитном счете нотариуса, поступают во временное распоряжение для передачи их кредиторам и не являются имуществом нотариуса.

Взыскание налога с налогоплательщика — физического лица осуществляется в соответствии со ст. 48 НК РФ и Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» за счет имущества этого налогоплательщика.

НК РФ и указанным Федеральным законом не предусмотрено обращение взыскания налога на имущество иных лиц, включая денежные средства на счетах в банках.

Письмо Минфина России от 08.04.2010 № 03-04-06/3-65

Денежные суммы, потраченные работником на приобретение товаров и услуг для нужд организации и возмещаемые ему организацией через кассу по расходному ордеру с приложением подтверждающих документов (чеков, квитанций), не признаются доходом работника и соответственно не являются объектом обложения НДФЛ, так как не являются для него экономической выгодой.

Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении НДФЛ в соответствии с главой 23 НК РФ.

Письмо Минфина России от 08.04.2010 № 03-03-06/1/244

С 1 января 2010 г. страховые взносы уплачиваются с выплат и иных вознаграждений в пользу работников вне зависимости от того, учитываются такие выплаты в уменьшение налогооблагаемой прибыли или нет (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Статья 270 НК РФ не содержит положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не признаются расходами в целях главы 25 НК РФ.

Следовательно, с 1 января 2010 г. расходы в виде страховых взносов учитываются в составе прочих расходов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Письмо Минфина России от 08.04.2010 № 03-07-11/92

По лизинговым платежам на основании счетов-фактур, получаемых ежемесячно от лизингодателя, суммы НДС принимаются к вычету независимо от факта перехода права собственности на имущество.

Вычеты НДС производятся плательщиками этого налога на основании счетов-фактур, полученных от продавцов товаров (работ, услуг), либо документов, подтверждающих факт уплаты сумм НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ.

Письмо Минфина России от 06.04.2010 № 03-03-06/1/234

Доходы в виде стоимости материалов (и прочего имущества), полученных при разборке (ликвидации) объектов незавершенного строительства, относятся к внереализационным доходам на основании ст. 250 НК РФ.

Пункт 2 ст. 254 НК РФ, устанавливающий порядок определения стоимости имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, к МПЗ и прочему имуществу, полученному от демонтажа объектов незавершенного строительства, не применяется, поскольку указанные объекты не являются основными средствами.

Письмо Минфина России от 05.04.2010 № 03-07-06/63

Сумму акциза, представляющую собой разницу между суммой акциза, фактически уплаченной поставщику, и суммой акциза, рассчитанной исходя из ставки акциза на этиловый спирт, действующей на дату приобретения алкогольной продукции, предназначенной для розлива, налогоплательщик вправе учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Согласно п. 19 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ.

Изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2009 № 282-ФЗ, ограничен размер налогового вычета по акцизам при реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%.

В связи с этим с 1 января 2010 г. организация, использующая в качестве сырья готовую алкогольную продукцию, в том числе при розливе, может принять к вычету только сумму акциза, которая исчислена по налоговой ставке, установленной для этилового спирта.

Письмо Минфина России от 02.04.2010 № 03-03-06/1/224

Материальная выгода, полученная организацией от пользования беспроцентным займом, не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль.

Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 и 25 НК РФ.

Порядок определения материальной выгоды и ее оценки при получении беспроцентного займа главой 25 НК РФ не установлен.

Письмо Минфина России от 02.04.2010 № 03-03-06/1/226

Доход в виде лизинговых платежей необходимо учитывать в доходах для целей налогообложения прибыли организаций до момента расторжения договора лизинга, определенного положениями ГК РФ.

В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке — с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора (п. 3 ст. 453 ГК РФ).

Письмо Минфина России от 02.04.2010 № 03-03-06/1/217

Единовременная выплата работнику, осуществленная после подписания им трудового договора, может учитываться в составе расходов на оплату труда на основании п. 25 ст. 255 НК РФ, если такая выплата предусмотрена трудовым договором.

Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В расходы налогоплательщика на оплату труда могут включаться другие виды расходов, не указанных в п. 1—24 ст. 255 НК РФ, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (п. 25 ст. 255 НК РФ).

Письмо Минфина России от 02.04.2010 № 03-03-06/2/65

Стоимость имущества, оплаченного в иностранной валюте путем предварительной (до фактической поставки) и последующей (после фактической поставки) оплаты, может определяться по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату перечисления аванса (даты перечисления авансов, если предварительная оплата осуществлялась в несколько этапов), в части, приходящейся на предварительную оплату, и на дату перехода права собственности в части последующей оплаты.

С 1 января 2010 г. при получении аванса в иностранной валюте у организации не возникает дохода в виде положительной курсовой разницы, так же как и расхода в виде отрицательной курсовой разницы.

Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2010 г., в п. 11 ст. 250 и подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ внесены изменения, касающиеся отмены переоценки полученных и выданных авансов, выраженных в иностранной валюте.

Из положений п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ следует, что доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату признания соответствующего дохода (расхода).

Письмо Минфина России от 01.04.2010 № 03-07-08/83

Услуги, оказываемые российской организацией по договору комиссии организации, реализующей товары на экспорт, облагаются НДС по ставке 18%.

Перечень работ (услуг), в отношении которых применяется ставка НДС в размере 0%, установлен п. 1 ст. 164 НК РФ. При этом применение нулевой ставки налога в отношении посреднических услуг, оказываемых по агентским договорам, данным пунктом не предусмотрено.

Письмо Минфина России от 01.04.2010 № 03-05-04-03/27

Размер госпошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции сроком на шесть месяцев составит 20 000 руб.

Согласно п. 10 ст. 18 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

Подпунктом 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ установлено, что за предоставление уполномоченными органами лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размере 40 000 руб. за каждый год срока действия лицензии.

Письмо Минфина России от 26.03.2010 № 03-04-06/51

Пересчитывать удержанные суммы НДФЛ в ситуации, когда налоговый статус работника изменился, необходимо по итогам налогового периода.

Иностранный работник получает статус налогового резидента РФ, если в течение 12 месяцев подряд (этот период может начаться в одном году и продолжиться в другом) он 183 дня находился в России. Статус определяется на дату получения дохода. 183 дня исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда работник находился в нашей стране в течение 12-месячного периода. Доходы нерезидента от источников в РФ облагаются НДФЛ по ставке 30%, для налогового резидента РФ ставка составляет 13%.

Окончательный статус устанавливается по итогам налогового периода. В этот момент определяется и порядок обложения доходов иностранца. Так, если статус работника по окончании налогового периода изменился — работник признан налоговым резидентом РФ, нужно пересчитать налог, исчисленный по ставке 30% с начала налогового периода, в котором произошло такое изменение, по ставке 13%.

Письмо Минфина России от 26.03.2010 № 03-03-06/2/58

Неустойка за нарушение кредитного договора, по которому право требования долга передается новому кредитору, включается в сумму уступаемой задолженности при условии, что такую неустойку налогоплательщик ранее не включил в доходы.

В разъяснении Минфин рассмотрел следующую ситуацию: банк уступает права требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного кредитным договором срока платежа. Как сформировать стоимость уступаемых прав: с учетом неустойки (в том числе признанной судом) или без? Имеет ли значение факт признания неустойки в составе внереализационных доходов?

Руководствуясь нормами ГК РФ и НК РФ, финансовое ведомство делает следующий вывод. Если неустойка (пени, штрафные санкции), начисленная за нарушение условий кредитного договора, учитывалась банком-цедентом в составе внереализационных доходов, то при уступке права требования задолженности по кредитному договору новому кредитору сумма учитываемой в составе внереализационных доходов неустойки включается в сумму передаваемой задолженности. В ситуации, когда неустойка (пени, штрафные санкции) не учитывалась банком-цедентом в составе внереализационного дохода, сумма неустойки в передаваемую по договору уступки права требования задолженность не включается.

Письмо Минфина России от 24.03.2010 № 03-04-06/6-47

Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях не облагается НДФЛ, если выплачивается в размере, установленном соглашением сторон трудового договора. Нормы подобной компенсации не определены НК РФ.

Согласно с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению НДФЛ все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Поскольку глава 23 НК РФ не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в служебных целях и порядка их установления, применяя п. 3 ст. 217 НК РФ, следует руководствоваться положениями ТК РФ.

Статья 188 ТК РФ, в частности, гласит, что работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта, а также возмещаются расходы, связанные с его использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора. При этом необходимы документы, подтверждающие принадлежность транспортного средства работнику, а также расчеты компенсаций и документы, подтверждающие фактическое использование личного транспорта в интересах работодателя и суммы произведенных расходов.

Государственное регулирование

Федеральный закон от 07.04.2010 № 60-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Президент РФ подписал поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, смягчающие ответственность за экономические преступления. Увеличивается размер крупного и особо крупного ущерба, влекущего уголовную ответственность. Из УК РФ исключена не действующая на сегодняшний день статья о лжепредпринимательстве (ст. 173), в новой редакции изложена ст. 174.1 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления». Закон (за редким исключением) сокращает возможность заключения под стражу подозреваемых (обвиняемых) в совершении экономических преступлений. Установлены минимальные размеры залога, который будут применять чаще.

Вступил в силу с 9 апреля 2010 г.

Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»

В России появится новый вид НКО — социально ориентированные (их деятельность направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества). Они в приоритетном порядке смогут получать экономическую поддержку от государства и местных властей. Виды деятельности упомянутых НКО, порядок ведения их реестров и другие особенности установлены в ст. 31.1—31.3 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ.

Вступил в силу с 18 апреля 2010 г.

Постановление Правительства РФ от 14.04.2010 № 245
«О внесении изменений в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений»

Напомним, что в конце прошлого года в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» включены новые виды предпринимательской деятельности, связанные с производством хлеба, молока, соков, масла, сахара, муки и безалкогольных напитков. Начать осуществление этих видов бизнеса можно в уведомительном порядке. Теперь правительство установило конкретные работы и услуги, относящиеся к названным видам деятельности. Это производство:

— хлеба и мучных кондитерских изделий длительного и недлительного хранения;

— молочных продуктов;

— фруктовых и овощных соков;

— растительных и животных масел и жиров;

— сахара;

— продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов;

— безалкогольных напитков, кроме минеральных вод.

Приказ ФАС России от 09.03.2010 № 115
«О внесении изменений в Правила передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденные Приказом ФАС России от 1 августа 2007 года № 244»

ФАС России получила право рассматривать дело о нарушении антимонопольного законодательства независимо от места совершения нарушения либо места нахождения (места жительства) лица, в отношении которого подаются заявление или материалы. При необходимости объединения дел в одно производство антимонопольный орган передает заявление, материалы, дела в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказ зарегистрирован в Минюсте России
08.04.2010 № 16847 и вступает в силу по истечении
десяти дней после дня официального опубликования

Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50
«О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Порядок устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектов захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, где расположены такие объекты. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются Ростехнадзором на пять лет при условии, что хозяйствующие субъекты ежегодно подтверждают неизменность производственного процесса используемого сырья.

Документ зарегистрирован Минюстом России
02.04.2010 № 16796 и вступает в силу
со дня вступления в силу постановления Правительства РФ
о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 16.06.2000 № 461

Приказ ФСФР России от 25.02.2010 № 10-12/пз-н
«Об утверждении Требований к брокеру, подписывающему проспект ценных бумаг иностранного эмитента»

Брокер, подписывающий проспект ценных бумаг иностранного эмитента, на дату подписания должен иметь собственные средства в размере не менее 150 млн руб., осуществлять брокерскую деятельность не менее трех лет и в течение последних трех лет оказывать услуги по организации размещения или по размещению не менее десяти выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг.

Приказ зарегистрирован Минюстом России
01.04.2010 № 16776 и вступил в силу
с 20 апреля 2010 г.