В экономии на процентах вышла маленькая неувязочка

| статьи | печать

Порядок налогообложения дохода, полученного от экономии на процентах при предоставлении сотрудникам организации займов, вызывает три вопроса: кто исчисляет доход, кто перечисляет деньги в бюджет и кому за все это отчитываться?

ФНС в Письме от 13.03.2006 № 04-1-02/130@ сообщила следующее:

  1. Исчисляет доход в виде материальной выгоды само физическое лицо, которое получило заем.
  2. Налогоплательщик сам же должен перечислить в бюджет НДФЛ, исчисленный с этого дохода.
  3. Физическое лицо должно самостоятельно представить в налоговый орган по месту своего жительства налоговую декларацию.
  4. Налогоплательщик может попросить осуществить все эти хлопотные операции организацию, выдавшую заем. Для этого он должен передать организации нотариально удостоверенную доверенность или доверенность, приравненную к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Однако вместо того чтобы дать бухгалтерам организаций вздохнуть с облегчением, хочется отметить, что Минфин РФ Письмом от 14.11.2005 № 03-05-01-04/356 сообщил следующее:

  1. Исчисляет доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах, налоговый агент, то есть организация, выдавшая заем.
  2. Налоговый агент должен и перечислить в бюджет НДФЛ, исчисленный с этого дохода.
  3. Налоговый агент должен представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию.
  4. Все эти действия осуществляются без получения от физического лица каких-либо доверенностей.


Как видим, мнения, мягко говоря, не совпадают.

Обращает на себя внимание то, что никаких изменений по данному вопросу в НК РФ в промежутке между выходом этих писем не было. В обоих письмах, кстати, приведены ссылки на положения Налогового кодекса, в соответствии с которыми сделаны прямо противоположные выводы.

Мы не будем вдаваться в подробности, чьи аргументы убедительнее.

Напомним только, что в соответствии со ст. 34.2 НК РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах уполномочен давать Минфин РФ.

Остается только удивляться, почему при подготовке ответа на этот вопрос в ФНС не поинтересовались мнением финансового ведомства. Ведь данное Письмо Минфина есть в любой информационной базе.

Не спорим, а Минфине тоже могут ошибаться. однако, это не значит, что ФНС вправе игнорировать положения ст. 34.2 Налогового кодекса РФ и подталкивать к этому же налогоплательщиков.