Внешняя торговля России в 2023 году. Предварительные итоги

| новости | печать

Отдельное внимание ученые Института Гайдара и РАНХиГС уделили российско-китайской торговле.

В новом выпуске Мониторинга экономической ситуации в России заведующий лабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель и старший научный сотрудник Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Фиранчук отмечают, что динамика экспорта в последние годы была нестабильна. Стоимостные объемы вывоза значительно сжимались в период пандемии (относительно базового 2019 г.), после чего перешли к устойчивому росту из-за удорожания энергоресурсов вследствие восстановления мирового спроса. Нестабильность 2022 г. усилила влияние ценового фактора, приведшего к рекордным значениям экспорта в середине года, после чего началась фаза коррекции. Начиная с I квартала 2023 г. объемы российского экспорта находятся на уровне 2019 г. В целом за 2023 г. объем экспорта ученые прогнозируют на уровне 420 млрд долл., что на 29% ниже значения 2022 г. и на 15% меньше объемов докризисного 2021 г.

В отношении импорта они констатируют, что он схожим образом снижался в период пандемии ниже базовых уровней (2019 г.). После ослабления антиковидных мер объемы ввоза товаров в Россию в 2021 г. превосходили базовый уровень, в том числе из-за усиления глобальной инфляции и эффекта отложенного спроса.

«Начало военных действий, санкционные и логистические ограничения привели к значительному сокращению импорта, впрочем восстановление началось уже в III квартале 2022 г., что отчасти связано со значительным укрепление рубля в этот период», — отмечают авторы предварительных итогов внешней торговли.

В результате I квартал 2023 г. стал рекордным (135% к уровню 2019 г.), после чего из-за снижения курса рубля и исчерпания эффекта отложенного спроса он вернулся к базовым уровням 2019 г. Значительная часть товаров, в том числе в рамках параллельного импорта, продолжает поставляться по повышенным ценам из-за дополнительных логистических и транзакционных издержек и санкционных рисков, то есть физические объемы импорта сейчас ниже объемов ввоза в 2019 г.

«Тем не менее можно говорить о преодолении кризиса импорта для большинства товарных позиций, а слабая текущая динамика объясняется ослаблением курса рубля», — считают ученые.

Импорт по итогам 2023 г. они прогнозируют на уровне 285 млрд долл., что на 10% превосходит объемы ввоза товаров в 2022 г.

Доля России в товарообороте Китая

В 2022 г. Китай стал основным торговым партнером России, обогнав Европейский союз. На основе данных Главного управления таможни (ГУТ) КНР долю Китая в российской торговле по итогам января — октября 2023 г. авторы анализа оценивают в 32%, в импорте — в 41%, а в экспорте России — в 26%. Их оценка товарооборота с Китаем по итогам года — 225 млрд долл. (+22% к 2022 г. и +60% к 2021 г.) с практически равными импортом и экспортом.

Ученые указывают, что для Китая Россия — менее значимый партнер по товарообороту (3,9% в январе — ноябре 2023 г.): на российские товары пришлось 5,1% всего китайского импорта, а на российский рынок сбыта — 3,3% китайского экспорта. Лидирующие позиции в товарообороте Китай прочно занимают недружественные к России страны — ЕС (13,2%), США (11,2%), Япония (5,4%), Южная Корея (5,2%), Тайвань (4,5%) и Австралия (3,9%).

«Учитывая доли в товарообороте и более высокую степень замещаемости сырьевых товаров по сравнению с промышленными, можно говорить, что зависимость Китая от поставок промышленных товаров из недружественных стран значительно превосходит его зависимость от импорта российского сырья. Это повышает возможности использования вторичных санкций для ограничения взаимной торговли Китая и России, особенно в случае санкций против отдельных компаний», — делают неприятное заключение авторы материала.

Поставки в Китай

Китайский импорт российских товаров в январе — октябре 2023 г. составил 106,3 млрд долл. (+13% к уровню аналогичного периода 2022 г. и +69% к 2021 г.), из которых на топливо пришлось 70% — 81,8 млрд долл. (+11 и +78% соответственно).

Основным драйвером роста поставок в Китай стала переориентация российского экспорта топлива с рынков недружественных стран. Российская доля в общем объеме китайского импорта топлива увеличилась до 18,4% (+2,3 п.п. к показателю января — октября 2022 г.). В январе — октябре 2023 г. на Россию приходилась значительная доля в импорте угля (37%, +1,5 п.п.), нефтепродуктов (26,8%, +10,6 п.п.), сырой нефти (17,6%, +1,3 п.п.), алюминия (23,4%, +12,7 п.п.), древесины (10,6%, –0,2 п.п.), никеля (9,2%, +1,4 п.п.) и меди (5,1%, +1,0 п.п.).

«Следовательно, можно говорить о наращивании присутствия на товарных рынках Китая основных товаров российского экспорта», — считают ученые.

Физические объемы поставок всех видов топлива увеличились (данные по трубопроводному газу не приводятся). За десять месяцев 2023 г. объемы поставок угля составили 86 млн т (+72% к аналогичному периоду 2022 г. и +93% к 2021 г.). Средние цены на российский уголь отклонялись от средних значений цен поставок из прочих стран в 2022 г., но с II квартала 2023 г. значимых отклонений не наблюдается. Поставки СПГ достигли 7,11 млн т (+39% к 2022 г. и +87% к 2021 г.), легких дистиллятов (ТН ВЭД 271012) — 3,0 млн т (рост в 2,4 раза относительно 2022 г. и в 4,6 раза к 2021 г.), прочих нефтепродуктов (ТН ВЭД 2710 кроме 271012) — до 8,5 млн т (рост в 3,3 и в 7,5 раза соответственно).

Поставки основных металлов имели разнонаправленную динамику. Импорт Китаем черных металлов (ТН ВЭД 72 и 73) из России сократился до 1,048 млн т (–68% к январю — октябрю 2022 г. и –38% к аналогичному периоду 2021 г.). Поставки меди (320 тыс. т, +18% к январю — октябрю 2022 г., +6% к январю — октябрю 2021 г.) и никеля (42 тыс. т, +29% и –0,8%) вернулись к уровням досанкционного периода. Поставки российского алюминия увеличились до 1,0 млн т (рост в 2,6 раза к аналогичному периоду 2022 г. и в 3,4 раза к 2021 г.).

Сырая нефть — основной товар китайского импорта из России — более 46% российских поставок в эту страну (49,2 млрд долл. из 106,4 млрд долл.). В январе — октябре 2023 г. было поставлено 88,5 млн т (+22,9% к аналогичному периоду 2022 г. и +34,7% к 2021 г.). Авторы анализа отмечают, что незначительные отклонения средней цены поставки из России и из прочих стран и ранее случались в периоды высокой волатильности цен на нефть и могут быть объяснены временной неравномерностью ввоза нефти в течение месячного периода. До апреля 2022 г. систематически устойчивых отклонений средних цен российской нефти относительно поставок из других стран не было. А уже с марта 2022 г. российская нефть поставляется в Китай с дисконтом, который летом 2022 г. достигал 16%, а к концу года снизился до 4—9%. После начала эмбарго на поставки нефти в ЕС дисконт вновь вырос — до 11% в мае 2023 г. С июня 2023 г. скидка на российскую нефть равномерно снижается, достигнув в сентябре — октябре 4%.

«В результате общая скидка за десять месяцев 2023 г. нами оценивается в 3,7 млрд долл., а с марта по декабрь 2022 г. — в 5,3 млрд долл.», — сообщают ученые.

Поставки из Китая

Они констатируют, что после турбулентности первой половины 2022 г. объемы поставок китайских товаров в Россию устойчиво увеличивались вплоть до середины 2023 г., после чего стабилизировались на уровне в 3,3% от китайского экспорта.

В январе — октябре 2023 г. экспорт из Китая в Россию увеличился до 90,1 млрд долл. (+51% к аналогичному периоду 2022 г. и +71% к 2021 г.), из которых на машины, оборудование и транспортные средства пришлось 54,9 млрд долл. (+81 и +100% соответственно).

На машины, оборудование и транспортные средства (без учета секретных товарных групп) приходится более половины импорта из Китая (61%). Выделяется кратный рост поставок автомобилей легковых с объемом двигателя до 1—3 л (ТН ВЭД 870322 и 870323) до 8,7 млрд долл., что примерно в восемь раз превосходит поставки за аналогичный период 2022 и 2021 гг. Значительный рост наблюдается и в части поставок грузовых автомобилей (ТН ВЭД 870423) — до 1,86 млрд долл. (рост в 2,2 раза к аналогичному периоду 2022 г. и в восемь раз к 2021 г.). В результате на российский рынок по итогам первых десяти месяцев 2023 г. приходится 32% китайского экспорта легковых автомобилей (+20 п.п. к доле в 2021 г.) и 45% экспорта грузовиков (+33 п.п. к доле 2021 г.), тогда как по остальным укрупненным товарным группам доля России в экспорте не превышает 5%.

«В части автомобильного рынка китайские поставщики воспользовались открывшимися возможностями на российском рынке из-за ухода западных брендов, которые привели к значительному удорожанию импорта из недружественных стран и остановке производств на предприятиях в России», — поясняют ученые.

По их данным, поставки электрических машин и оборудования увеличились до 13,3 млрд долл. (+27% к 2022 г. и 2021 г.), оборудования механического и устройств — до 20,3 млрд долл. (+54 и +79% соответственно).