Конфискацию будут применять в отношении имущества, полученного в результате совершения киберпреступлений

| новости | печать

30 мая в третьем чтении принят закон о внесении изменений в ст. 104.1 УК РФ в части конфискации имущества, полученного в результате совершения преступлений в сфере компьютерной информации. В настоящее время законопроект находится на стадии рассмотрения в Совете Федераций.

Эксперты прокомментировали «ЭЖ-Юрист» нововведения.

Инесса Микаелян юрист, член Союза юристов-блогеров:

Целью принятия такого закона является повышение «эффективности мер по противодействию преступлениям, совершаемым в сфере компьютерной информации», в связи с тем, что «количество совершаемых в Российской Федерации компьютерных преступлений ежегодно растет» (пояснительная записка к законопроекту).

Примечательно, что в первом чтении данный законопроект подвергся критике со стороны ВС РФ и Правительства РФ, в частности потому, что предполагалось конфисковать имущество и за некоторые виды мошенничества, а именно:

  • мошенничество, с использованием электронных средств платежа;
  • мошенничество в сфере компьютерной информации. 

Однако по смыслу ст. 104.1. УК РФ конфискацией является принудительное безвозмездное обращение в собственность государства денег, ценностей и иного имущества, в то время как имущество, изъятое в результате преступлений против собственности, должно быть возвращено собственнику или законному владельцу.

Законопроект был уточнен, и в новой редакции конфискация возможна также при совершении преступлений по статьям: 

  • 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации), если преступление повлекло крупный ущерб или совершено из корыстной заинтересованности, совершено группой лиц по предварительному сговору, организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а также если преступление повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления,
  • 273 УК РФ (создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ);
  • 274 УК РФ (нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации), когда деяние повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
  • 274.1 УК РФ (неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ).

Следует отметить, что с увеличением возможностей виртуального мира увеличиваются и возможности для совершения новых преступлений, и важно быстро реагировать и пресекать такие действия, регулируя действующее законодательство. Закон является важным шагом на пути к разработке мер по противодействию киберпреступности, однако, насколько данное нововведение эффективно покажет только практика.

Татьяна Куликова, юрист «Рустам Курмаев и партнеры», адвокат:

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, согласно статистическим данным МВД России в настоящее время в Российской Федерации каждое четвертое преступление совершается с использованием информационно-коммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации. При этом большинство из таких преступлений совершено с использованием сети «Интернет», средств мобильной связи, компьютерной техники и программных средств.

С учетом этого с целью повышения эффективности противодействия преступлениям в сфере компьютерной информации был разработан законопроект.

В первоначальной редакции законопроект предлагал конфисковать имущество, не только по вышеуказанным составам, но и в том числе по мошенничеству с использованием электронных средств платежа, в сфере компьютерной информации (ст. ст. 159.3, 159.6 УК РФ), однако, в процессе его рассмотрения, они были исключены из данного перечня. Это связано с тем, что депутаты учли доводы ВС РФ, который указал, что имущество и доходы, подлежащие возвращению их законному владельцу, не подлежат конфискации.

 Мошенничество является преступлением против собственности, следовательно, включение данных составов преступлений в пункт «а» ч. 1 ст. 104 УК РФ нарушает права собственников на возвращение похищенного у них имущества.  

Необходимо согласиться с тем, что в последнее время наблюдается тенденция регулирования сферы IT-технологий государством. Так, например, в структуре МВД России было создано Управление по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий (УБК МВД России), а судебно-следственной практике известны случаи признания криптовалюты предметом хищения (например, дело WEX против Иванова).

Изменения в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ продолжают эту тенденцию. При этом конфискация имущества, добытого в результате совершения киберпреступления, не отменяет конфискацию орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому по п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ. 

В целом указанные изменения можно оценить положительно, так как их основной целью в том числе, является пресечение преступлений, связанных с продажей и незаконным завладением персональных данных граждан, распространением вредоносного программного обеспечения, незаконным воздействием на критическую информационную структуру. 

Действительно, конфискация имущества по указанным составам может позволить направить его в дальнейшем на возмещение ущерба, причиненного потерпевшим. Однако на практике очень часто встречается явление, когда у обвиняемого отсутствует какое-либо имущество и соответственно «взять с него нечего», поэтому это может не привести к желаемым результатам, в части возмещения гражданам ущерба. 

Практика покажет, повлияет ли внесение указанных изменений на увеличение количества лиц, получивших возмещение причиненного ущерба, а также на сокращение уголовных дел данной категории, однако, исходя из статистических данных, можно сделать вывод о том, что с каждым годом количество таких дел будет только увеличиваться.

Прикрепленные файлы: