Инициатива ФАС о расширении списка товаров, на которые нельзя необоснованно повышать цены: что будет с рынком

| новости | печать

В начале марта Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) предложила расширить набор товаров, на которые нельзя повышать цены без согласования. О том, как это скажется на бизнесе и, что важнее, на покупательной способности граждан, мы поговорили с Анной Саливон, директором юридического департамента интернет-магазина Shopping Live.

Итак, сама инициатива Федеральной антимонопольной службы была вынесена на рассмотрение рабочей группы по регуляторной гильотине при Правительстве РФ. Многие эксперты сходятся во мнении, что, если документ примут, с рынка могут уйти небольшие игроки.

Речь идет о новой версии законопроекта об ужесточении контроля над стоимостью продукции в случае спекулятивного роста в 2023–2024 годах. В прошлой версии документа ФАС предлагалось взять под контроль увеличение цен более чем на 30% в течение 60 дней только на социально значимые продукты. Однако этот проект не прошел одобрение. А в новой версии законопроекта и вовсе был исключен термин «социально значимые товары». В документе говорится, что формированием списка продуктов должно заниматься Правительство РФ по рекомендации Минэкономразвития РФ.

Это уже не первый случай установления списка товаров для государственного регулирования цен. Ранее стало известно, что Минпромторг РФ разрабатывает список непродовольственных товаров первой необходимости, который нужен для распределения государственной поддержки между российскими предприятиями. Впервые такой перечень пытались составить еще в 2020 году во время пандемии COVID-19. Вероятно, теперь ФАС планирует более долгосрочный список для контроля цен в 2023–2024 годах.

Таким образом, под контроль ФАС могут подпасть компании с годовой выручкой более 800 миллионов рублей, поскольку на текущий момент законодательство РФ запрещает согласованные действия только хозяйствующим субъектам, которые совокупно занимают не менее 20% рынка. Фактически законопроект вводит новый состав правонарушения, который касается необоснованного повышения цен хозяйствующими субъектами, не занимающими доминирующего положения. При этом ФАС может получить полномочия не только по защите основ конкуренции в России, но и по контролю за ценообразованием на конкурентных товарных рынках.

При этом основания для беспокойства у ФАС действительно есть. По итогам года инфляция в России почти дошла до 12%, а дефлятор ВВП превысил 23%. Что это значит? Скорее всего, стоит ожидать дальнейшего роста цен, в этом году он не остановится. И инициатива ФАС призвана выбрать меньшее из зол. С одной стороны, без принятия этой нормы есть существенный риск быстрого повышения инфляции. С другой стороны, принятие закона будет означать ограничение ценообразования и, как следствие, низкоэффективную работу рыночных механизмов в России.

Также вполне реален риск утраты здоровых экономический связей между игроками на рынке. Если товаров в предлагаемом списке будет слишком много, потребуются ковровые корректировки и управление вручную — а это сулит непредсказуемые последствия, которые потенциально могут привести к дефициту товаров из этой категории. В свою очередь, дефицит в связке с инфляцией и необходимостью оптимизации расходов может стать причиной закрытия рабочих мест и сокращения доходов сотрудников.

Есть и сомнения относительно того, насколько законопроект будет эффективен, поможет ли он достичь результата. Ведь в случае его принятия основной удар придется на малый и средний бизнес, а крупных игроков (на которых, как правило, и лежит ответственность за манипуляцию оптовыми расценками) это практически не коснется. К тому же, потеряв возможность легально продавать некоторые категории товаров повышенного спроса, многие небольшие продавцы и производители будут осваивать полуподпольные схемы, что неминуемо приведет к росту дефицита товаров и формированию «черного рынка».

Однако все это пока не более чем теория: фактические риски влияния законопроекта ФАС на малый и средний бизнес можно будет оценить после опубликования предварительно согласованного рабочей группой текста законопроекта, а также получения рекомендаций Минэкономразвития РФ по списку товаров, которые должны подвергнуться регулированию.