Если вспомнить о локдауне в связи с COVID-19 в 2020 году, следует отметить, что он сказался на большинстве сферах бизнеса. «Продажники» пережили его неоднородно. Сложнее ситуация была в компаниях, в которых присутствует экспорт и импорт – из-за закрытых границ, отсутствия поставок и изменения в курсах валют. В то же время в некоторых отраслях продажи, напротив, не пострадали, даже был отмечен рост – это фармацевтика, медицина, IT-отрасль.
В 2021 году наметился курс на активный рост отрасли – спрос на специалистов в продажах повысился.
Можно выделить следующие тенденции, присутствующие на рынке труда в сфере продаж в Москве.
Запрос на стабильность
Стабильность – один из главных запросов со стороны соискателей на рынке труда в продажах.
После пандемии, соискатели не согласны работать только за бонусы или процент с продаж. Подавляющее большинство кандидатов хотят гарантированный оклад. Кроме того, кандидаты стали более осторожными и осмотрительными. Они не торопятся менять место работы, даже если на текущем месте работы что-то идет не так, но зарплата при этом стабильно выплачивается.
Рост окладов
Если раньше нередкими были оклады в 20 тыс. руб. и бонусы за выполнение KPI плюс процент с продаж, то сейчас минимальный размер оклада, за который готовы работать средние по уровню квалификации менеджеры по продажам – 50 тыс. руб.
Со стороны кандидатов также резко увеличился запрос на «белую» зарплату. Больше кандидатов готовы рассматривать только официальный доход. В этом направлении двигаются и многие компании.
Удаленный и гибридный форматы работы
Все большее распространение получают дистанционные отделы продаж либо гибридные форматы, когда сотрудник несколько дней в неделю работает из дома. Эту опцию работодатели рассматривают как фактор нематериальной мотивации.
Новая профессия
За последний год окончательно выделились в отдельную специализацию позиция «удаленный менеджер по продажам». Теперь есть два разных предложения: менеджер по продажам и удаленный менеджер по продажам – со своим отличающимся зарплатным уровнем и запросом на полноценный соцпакет, как у офисных работников.
Часть продаж полностью передаются в удаленные отделы продаж. Они могут быть как внутри компании, так и на аутсорсинге.
На сегодняшний момент удаленная занятость все еще нередко скрадывает порядка 10-20% от зарплаты. Однако в 2021 году удаленную работу осознанно выбирают высококвалифицированные профессионалы, а следовательно повышаются требования компаний к таким сотрудникам и зарплатные ожидания соискателей.
Рост конкуренции
Регионы создают серьезную конкуренцию специалистам из столицы. Фактор распространения удаленных специалистов приводит к тому, что зарплаты в регионах и крупных городах постепенно выравниваются. Оклады удаленных менеджеров по продажам в Москве и в других городах одинаковые. Потому рост удаленных команд продаж сдерживает рост зарплат сотрудников, работающих в офисе в Москве.
В связи со спецификой продаж некоторых сложных услуг или продуктов, не все компании могут позволить себе перевести отдел продаж в регионы или на удаленную систему. Не все соискатели из небольших городов могут работать со столичными клиентами – сказывается разная ментальность, компетенции и незнание местной конъюнктуры рынка.
Последствия пандемии
Также появился новый тренд – все больше работодателей ищут кандидатов, готовых к вакцинации. По подсчетам агентства, до 30% обращений на поиск сотрудников в отдел продаж предполагают согласие на вакцинацию либо наличие уже сделанной прививки.
Параллельно с этим развивается и другое явление: часть соискателей наотрез отказываются от вакцинации и не рассматривают предложения, предполагающие наличие прививки. Такие кандидаты имеют дополнительные сложности при поиске работы, особенно в сферах, где вакцинация является обязательным условием.
Интеллектуальные продажи
За последние пару лет в Москве постепенно сокращается спрос на телемаркетинг. Продажи становятся более интеллектуальными. Компании стремятся сделать свои каналы продаж и коммуникации более клиентоориентированными и сервисными. Та же тенденция прослеживается и у кандидатов в отношении продаж.
Компании, которым по специфике продаж подходили услуги телемаркетинга с нарастающим усилием переводят обзвон на чат-боты и телефонные роботы.
Текущие уровни заработных плат специалистов в области продаж
При анализе предложений работодателей в Москве выявлены следующие уровни заработных плат специалистов по итогам II квартала 2021 года. Кроме среднего уровня заработных плат, указаны минимальные и максимальные предложения работодателей.
Уровни зарплат (в руб.) специалистов в области продаж по итогам II квартала 2021 г.:
1. Генеральный директор торговой компании (минимум – 172 000, средний уровень – 312 000, максимум – 595 000), за год средний уровень снизился на 4%;
2. Коммерческий директор (минимум – 147 000, средний уровень – 240 000, максимум – 438 000) за год средний уровень вырос на 14%;
3. Исполнительный директор (минимум – 140 500, средний уровень – 213 000, максимум – 372 500) за год средний уровень снизился на 1%;
4. Территориальный директор (минимум – 88 000, средний уровень –119 000, максимум – 318 500) за год средний уровень вырос на13,3%;
5. Руководитель отдела продаж (минимум – 130 500, средний уровень – 205 500, максимум – 470 000) за год средний уровень снизился на 3,8%;
6. Директор по развитию (минимум – 119 500, средний уровень – 184 500, максимум – 360 000) за год средний уровень снизился на 2,9 %;
7. Менеджер по развитию (минимум – 80 000, средний уровень – 122 500, максимум – 247 500) за год средний уровень вырос на 9,8 %;
8. Руководитель тендерного отдела (минимум – 77 500, средний уровень – 105 500, максимум – 210 500) за год средний уровень вырос на 0,5 %;
9. Менеджер по тендерам (минимум – 72 500, средний уровень – 105 000, максимум – 185 000) за год средний уровень вырос на 20%;
10. Менеджер по продажам (минимум 76 000, средний уровень – 116 500, максимум – 275 000) за год средний уровень вырос на 16,6 %;
11. Тренер по продажам (минимум – 75 000, средний уровень – 95 000, максимум – 152 500) за год средний уровень вырос на 1%;
12. Торговый представитель (минимум – 70 000, средний уровень – 110 000, максимум – 175 000) за год средний уровень вырос на 27,5%;
13. Директор магазина (минимум – 65 500, средний уровень – 89 500, максимум – 151 500) за год средний уровень вырос на 11,9 %;
14. Менеджер по работе с клиентами (минимум – 71 000, средний уровень – 102 000, максимум – 208 500) за год средний уровень вырос на 13,3 %;
15. Супервайзер (минимум – 57 500, средний уровень – 82 500, максимум – 140 000) за год средний уровень снизился на 4%;
16. Руководитель колл-центра (минимум – 76 000, средний уровень – 108 000, максимум – 227 000) за год средний уровень вырос на 8 %;
17. Оператор колл-центра (минимум – 38 000, средний уровень – 55 000, максимум – 92 000) за год средний уровень вырос на 7,8%;
18. Ассистент отдела продаж (минимум – 37 500, средний уровень – 52 500, максимум – 80 000) за год средний уровень вырос на 6 %;
19. Продавец-консультант/кассир (минимум – 37 000, средний уровень – 52 000, максимум – 105 000) за год средний уровень снизился на 0,9 %.
Справка. Исследование подготовлено кадровым агентством «КАУС» исключительно в информационных целях.
Данные, представленные в отчете, получены из открытых источников путем анализа предложений работодателей рынка труда в Москве и являются экспертной оценкой специалистов агентства «КАУС».