Что мешало развиваться российскому бизнесу в уходящем году

| новости | печать

Большинство предпринимателей считают, что их возможности ограничивали глобальные внешнеэкономические факторы и рост стоимости транспортных и логистических услуг.

Аналитическая служба Wildberries в декабре текущего года с помощью анкетирования опросила более 7700 бизнесменов в 82 регионах страны, 81% из них – индивидуальные предприниматели. Во время исследования две трети (66%) респондентов заявили, что возможности их развития в 2021 г. ограничивали глобальные внешнеэкономические факторы.

По 15% респондентов отметили, что на их бизнес оказали негативное влияние ограничения, введенных из-за пандемии коронавируса, и колебания курсов валют. Еще 21% коммерсантов пожаловались на высокую инфляцию, 11% – на излишнюю бюрократию и 4% – на рост ставок по кредитам в стране. Рост стоимости транспортных и логистических услуг стал ограничивающим фактором для 67% российских предпринимателей, а высокая конкуренция – для 55%.

В качестве самого позитивного фактора более половины опрошенных отметили рост интернет-торговли, 29% – рост потребительского спроса. 5% причислили к положительным моментам госпрограммы поддержки предпринимательства и частные инициативы онлайн-ретейлеров и банков.

При этом 23% респондентов сообщили, что добиться поставленных целей им помогло дополнительное образование (участие в обучающих программах по бизнесу и менеджменту), еще 27% отметили, что развитию предприятия способствовала цифровизация бизнес-процессов (например, электронный документооборот и т.д.).

Говоря о планах на будущий год, 42% бизнесменов заявили, что планируют начать торговлю в новых категориях или запустить новые бренды. 40% хотят расширить выпуск или объемы закупок товаров. 4% представителей бизнеса инвестируют в собственное дополнительное образование и новые обучающие курсы, а еще 14% будут масштабировать свой бизнес за счет выхода в новые каналы продаж (онлайн, офлайн и т.д.).

О том, какие проблемы волнуют предпринимателей в настоящее время можно также судить по статистике «Сервиса 360°», который в ноябре для обратной связи с предпринимателями запустила корпорация МСП. По данным на 22 декабря, почти половина поступающих вопросов от бизнесменов связаны с COVID-ограничениями, каждое пятое касается закупочных процедур. Примерно каждое седьмое обращение содержит в себе вопросы по проверкам малого и среднего бизнеса, на которые действует мораторий.