Лицо, привлеченное к субсидиарной ответственности, вправе обжаловать судебные акты, принятые без его участия

| новости | печать

В Постановлении № 49-П от 16.11.2021 КС РФ рассмотрел жалобу по делу о проверке конституционности ст. 42 АПК РФ и  ст. 34 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве).

Ст. 34 Закона о банкротстве  признает лицами, участвующими в деле о банкротстве,  должника, арбитражного управляющего, конкурсного кредитора, и т.д. Закон  наделяет их правом в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, совершать предусмотренные законом процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

При этом, в силу ст. 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным данным Кодексом.

Заявитель жалобы полагал, что оспариваемые нормы не позволяют обжаловать судебный акт о признании обоснованными требований кредитора и о включении их в реестр требований кредиторов заинтересованному лицу, привлеченному к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в деле о банкротстве.

По результатам рассмотрения жалобы заявителя КС РФ пришел к следующему выводу.

Лицо, в отношении которого в рамках дела о банкротстве подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, имеет права и несет обязанности лица, участвующего в деле о банкротстве, как ответчик по этому заявлению (ст. 61.15 Закона о банкротстве).

Права и законные интересы этого лица затрагиваются при включении всех требований в реестр требований кредиторов и в том случае, когда оно непосредственно не названо в конкретном судебном акте.

При этом наличие нормативного регулирования, позволяющего привлечь контролировавших должника лиц к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве, свидетельствует о необходимости обеспечения этих лиц и надлежащими средствами судебной защиты, включая возможность обжалования судебных актов.

Следовательно, КС РФ  решил признать ст.42 АПК РФ и ст. 34 Закона о банкротстве в их взаимосвязи не соответствующими Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им судебной практикой, они не допускают возможности обжалования лицом, привлеченным к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, судебного акта, принятого без его участия, о признании обоснованными требований кредиторов должника и о включении их в реестр требований кредиторов за период, когда это лицо являлось контролирующим по отношению к должнику.