Любовь россиян к фастфуду носит временный характер

| новости | печать

Московский кредитный банк проанализировал затраты россиян на походы в кафе и рестораны после введения новых правил посещения общепита. Дополнительно банк узнал, как часто клиенты выбирали предприятия фастфуда и пользовались сервисами доставки еды.

Напомним, что с 28 июня по 19 июля, согласно указу мэра Москвы Сергея Собянина, посещение ресторанов, баров и кафе было возможно только гражданами, полностью прошедшими вакцинацию, подтверждаемую QR–кодом, а также лицами, переболевшими коронавирусом не ранее полугода назад или имеющими отрицательный ПЦР–тест, сделанный не более чем за трое суток до посещения точки общепита. В исследовании банк сравнил два временных периода: с середины мая по середину июня и с середины июня по середину июля.

Общее число транзакций, а также объём трат во втором периоде снизились на четверть. При этом общий средний чек за июнь–июль увеличился на 3% к предыдущему периоду и составил около 800 руб.

Вместе с тем согласно результатам исследования МКБ россияне стали реже посещать рестораны и чаще пользоваться фастфудом и сервисами доставки во втором периоде. Число транзакций и общая сумма трат снизились на 25%. В июне–июле увеличился только средний чек — в два раза для рассматриваемых категорий, размер которого составил порядка 810 руб.

Похожая ситуация наблюдалась среди предприятий, подключённых к эквайрингу банка. Так, общий оборот ресторанов и предприятий фастфуда в мае–июне был выше более чем на 20%. Число транзакций за второй период выросло на 2% к предыдущему, но средний чек снизился на 16%.

С июня по июль число транзакций, совершенных в предприятиях фастфуда, выросло на 7% к предыдущему периоду, так же как и оборот. При этом средний чек уменьшился на 6%.

Чтобы узнать, действительно ли спрос в общепите перераспределяется в пользу фастфуда и сервисов доставки или это временное явление, мы опросили экспертов. Холдинг Performance Group сообщил «ЭЖ» о росте заказов на готовое питание с доставкой. С 28 июня спрос на питание Level Kitchen вырос на 17%, Performance Food — на 24%, а My Food — на 35%.

«Обычно летний спрос в лучшем случае соответствует весне, но последняя неделя демонстрирует аномальный рост. Получение QR–кодов займёт время, пока же нишу питания «вне дома» заполняют сервисы по доставке еды. Суммарно за две недели ежедневный объём заказов по всей компании вырос на 19%», — сообщил Артур Зеленый, основатель Performance Group. По его словам, сложностей с выполнением заказов у компании нет: рост хоть и заметный, но не кратный.

Жаркая погода вносит свои коррективы, но курьеры на 100% обеспечены сумками–холодильниками и хладоэлементами. Они были закуплены во время июньской жары. Большинство новых заказов (68%), сделанных с 28 июня по 12 июля этого года, приходится на клиентов, которые уже делали заказы в 2020 г. В Санкт–Петербурге, где ограничения более мягкие, спрос за неделю также вырос, но значительно слабее (на 3,8%).

По словам Дениса Давыдова, совладельца пиццерии Kavabanga-food, повышенный спрос на сервисы доставки еды в период с середины июня по середину июля связан с введением QR–кодов в Москве. Падение среднего чека вызвано нарастающей конкуренцией в сегменте доставки еды.

Предприниматели вынуждены разрабатывать заманчивые рекламные предложения для завоевания клиентов и нового сегмента. «Фастфуд в классическом проявлении работает по принципу «Takeaway» несомненно в период московских ограничений это стало преимуществом перед ресторанами, куда большинству граждан вход был закрыт. В рестораны ходят за атмосферой и сервисом, доставка еды и фастфуд никогда не смогут заменить поход в ресторан», — заявил «ЭЖ» Д. Давыдов.

О том, что не стоит делать поспешных выводов сообщила и руководитель направления по связям с общественностью группы компаний «Теремок» в Санкт–Петербурге Елизавета Исмагилова. Она обратила внимание, что, во-первых, период анализа короткий. Чтобы подтвердить гипотезу, нужно смотреть минимум полгода в динамике. Во-вторых, вполне ожидаемо, что с ограничениями в общепите, идёт перераспределение на доставку и еду на вынос. Но, скорее всего, с отменой всех ограничений баланс будет возвращаться.

«Однако стоит отметить, что на перераспределение в сторону фастфуда также могут оказать влияние снижение покупательной способности населения и в целом ситуация неопределённости, при которой люди склонны меньше тратить. А затраты на рестораны, как правило, попадают первыми под сокращение наряду с развлечениями. В целом, мы не считаем, что сейчас появился какой-то устойчивый тренд перераспределения в сторону ресторанов сегмента фастфуд», — сообщила Е. Исмагилова. При этом она не исключила, что гипотетически такая ситуация возможна в будущем при нестабильной экономической ситуации и снижении доходов потребителей.