Правительство планирует повысить ставки утилизационного сбора на легковые автомобили и грузовики в РФ на 25%

| новости | печать

В пояснительной записке к документу отмечается: «Ожидается, что увеличение ставок утильсбора не вызовет роста цен на автомобили российского производства, так как данное увеличение будет компенсировано пропорциональным увеличением государственной поддержки отраслевых программ стимулирования спроса. Дополнительные поступления в федеральный бюджет позволят в том числе продолжить реализацию в 2021 г. программ стимулирования спроса на автомобильную технику, таких как льготное автокредитование, льготный лизинг и скидка на газомоторную технику».

Планируется, что базовая ставка на легковые машины вырастет с 20 тыс. до 25 тыс. руб., тяжелых грузовиков и прицепов -- со 150 тыс. до 187,5 тыс. руб. Конкретные сроки повышения утильсбора в документе не указываются.

В последний раз ставки утилизационного сбора индексировались 1 января 2020 г. Для машин с объемом двигателя до 1 л они выросли на 46,1%, с объемом двигателя от 1 до 2 л - на 112,4%, с двигателем от 3,5 л - на 145%, а для транспортных средств массой от 12 т до 20 т - на 18,6%.

Крупнейшие российские автопроизводители, в том числе «Автоваз», «Камаз» и «Группа ГАЗ», ранее поддержали повышение ставок утилизационного сбора в качестве меры, которая позволит увеличить объем финансирования программ стимулирования спроса на автомобили российского производства. Речь в первую очередь идет о дополнительном финансировании госпрограмм льготного автокредитования и лизинга, на которые в 2021 г. выделено 12,7 млрд руб. Автоконцерны считают, что источником их допфинансирования могли бы служить средства, вырученные с повышенной ставки утилизационного сбора.

В ассоциации «Объединение автопроизводителей России» сообщали о рисках роста цен на автомобили российского производства на 3-8% в первом квартале 2021 г. (связано с резким удорожанием цен на металлопродукцию). По их мнению, нивелировать проблему можно с помощью увеличения финансирования программ льготного автокредитования и лизинга.

Утилизационный сбор введен в 2012 г. одновременно со вступлением России в ВТО и снижением ввозных пошлин на автомобили. Изначально его платили только импортеры, а с 2014 г. - все автоконцерны, однако для локализованных автоконцернов ввели промсубсидии, сопоставимые с размером сбора. Обязательное условие их получения - подписанный с Минпромторгом РФ специнвестконтракт. В декабре 2020 г. правительство решило дифференцировать промсубсидии в зависимость от локализации производства.