Силуанов опять обещает не поднимать налоги

| новости | печать

Министр финансов Антон Силуанов рассказал журналистам о порочности предложений России от Всемирного банка (ВБ) и МВФ, которые советуют увеличивать гостраты ради оживления экономики.

ВБ в середине декабря писал, что намеченное со следующего года сокращение государственных трат будет тормозить рост российской экономики в 2021-2022 гг. ВБ рекомендовал российскому правительству в условиях низкого уровня госдолга и больших резервов не так резко возвращаться к бюджетному правилу. А. Силуанов терпеливо объяснял, в чем ошибка заграничных советчиков: запланированной на 2021 г. экономической поддержки достаточно и Россия не может позволить себе дальше наращивать госдолг теми же темпами, что и в текущем году.

Следующий год Минфин называет «переходным». В 2021 г. расходы сократятся, но еще не выйдут на докризисный уровень, а вот в 2022 г., по замыслу А. Силуанова, бюджет снова должен стать жестким, а бюджетное правило - заработать без исключений. А. Силуанов говорит, что дополнительный бюджетный стимул экономике в 2021 г. составит около 1% ВВП по сравнению с 4,5% ВВП в текущем году.

«Мы считаем это вполне нормальным. Если бы мы продолжали такую же политику, как в текущем году, мы просто бы деньги вытаскивали из экономики. У нас дополнительный рост кредита ежегодно - 5 трлн руб. А мы в этом году 5 трлн руб. забрали себе в бюджет за счет привлечения средств на внутреннем рынке… Мы не можем всю ликвидность с рынка снимать и финансировать расходы. Тогда у нас экономика будет государственная, это неправильно», - сказал министр финансов на брифинге.

По словам А. Силуанова, дальше наращивать госдолг РФ некуда - в текущем году его размер вырос до психологической отметки 20% ВВП, а траты на его обслуживание увеличатся к 2023 г. до 1,4 трлн руб. с 700-800 млрд руб. в настоящее время, поэтому России необходимо вернуться к бюджетному правилу в 2022 г. в полном объеме.

А. Силуанов восклицал: «Если мы в следующем году будем больше заимствовать, соответственно цены на наши бумаги будут держаться высокими, ставки в экономике будут высокие. Нам это надо? Нам это не надо… мы проводим здесь ответственную политику в отличие, может быть, от других стран, которые заливают и будут дальше заливать свою экономику деньгами. От этого будет сложно отказаться потом, но мы-то люди уже прошедшие несколько кризисов и знаем, почем фунт лиха».

Так же четко отреагировал А. Силуанов на выводы МВФ о необходимости продолжать стимулирование экономики и в 2021 г., так как бюджетная консолидация будет тормозить экономический рост.

«Мы входим в пятерку стран "двадцатки" по объему дополнительного стимула, нас обгоняют только США, Бразилия, Канада и Австралия. Если говорить об объеме дополнительного стимула через бюджет, мне кажется, это немало. Понятно, что мы увеличили долг, большие заимствования осуществляли, слава богу, что эти деньги пришли нам из банковской сферы, они просто были менее востребованы в период того, как экономика скукожилась. Понятно, что на постоянной основе мы такие займы под 5 с лишним трлн рублей осуществлять не сможем каждый год… объем дополнительных средств бюджета, выделенных на меры поддержки в рамках общенационального плана в 2020 г., составил около 4,5% ВВП, а общий объем стимулов - 9% ВВП за счет того, что мы из профицита ушли в дефицит, плюс еще различные виды докапитализации, в том числе наших институтов развития... МВФ приезжал, говорил, все, ребята, хорошо у вас, вы классно сработали, точечные меры, но мы считаем, что надо в следующем году продолжить стимулирование экономики. Кто против. Конечно, мы продолжаем стимулировать экономику. В следующем году объем дополнительного стимулирования составляет около 1% ВВП. Мы же выходим на нормальные принципы бюджета с 2022 г., а следующий год по-прежнему сохраняем дополнительное стимулирование экономики», - говорил А. Силуанов.

Иными словами, А. Силуанов ни в коем случае не отрицает необходимость стимулирования экономики в 2021 г. И он говорит, где возьмет деньги для этого.

Министр сообщил, что по итогам 2020 г. бюджет не успеет потратить 1 трлн руб., или около 4% от уточненного плана расходов. Вот эти деньги перейдут на следующий год. А. Силуанов рассказал, из каких пунктов складывается непотраченный триллион, а РБК перечислило эти пункты так:
- 300 млрд руб. госконтрактов, заключенных, но не исполненных в текущем году;
- 140 млрд руб. неисполненных расходов силовых ведомств;
- 70 млрд руб. целевых межбюджетных трансфертов регионам, которые выделяются под конкретную потребность;
- 400–450 млрд руб. накопленных средств, которые в будущем году пополнят резервный фонд правительства.

Любопытно, что министр финансов сказал про налоги: их не планируется повышать. Журналисты мгновенно вспомнили: то же власти говорили все последние годы и в итоге в 2020 г. объявили о введении подоходного налога на проценты с банковских вкладов, пересмотре соглашений с офшорами ради роста сбора налогов с дивидендов, повышении НДФЛ для обеспеченных россиян, увеличении НДПИ для металлургов и производителей удобрений, отмене части льгот для нефтяников и опережающем росте акцизов на табак.

Все это, по оценкам Минфина, составит 2 трлн руб. за три года. Но теперь, говорит А. Силуанов, в случае ухудшения ситуации и падения поступлений в казну Минфин либо снова увеличит заимствования c планируемых на 2021 г. 3,7 трлн руб., либо будет тратить Фонд национального благосостояния. В этом месте министр, конечно, заговорил о прогнозных ценах на нефть.

«В средней и долгосрочной перспективе понятно, что спрос на углеводороды находится в рисковой зоне. Это и зеленые технологии, все эти углеродные налоги, переход на электричество вместо бензина в автомобильной технике. Все это говорит о том, что рассчитывать на сохранение цен на уровне 50 долл. за баррель и выше в долгосрочной перспективе маловероятно. ФНБ как раз страхует снижение доходов от углеводородов», - сказал А. Силуанов.