В новой системе контроля выездная проверка должна стать крайней мерой

| новости | печать

А. Херсонцев напомнил, что одной из главных новаций федерального закона о госконтроле (от 31.07.2020 №248-ФЗ) является отказ от проверки в качестве единственного контрольно-надзорного мероприятия. Вместо этого вводится 10 технологий осуществления контроля (надзора), в числе которых инспекционный визит, мониторинговая закупка и т.д.

«Для каждого вида контроля, исходя из его специфики, исходя из специфики обязательных требований, деятельности субъектов, которые подлежат контролю, нужно будет донастраивать систему и выбирать именно те мероприятия, которые необходимы именно для этого вида контроля. Выездная проверка с полным контактом с проверяемым нам видится крайней, наиболее затратной мерой, применяемой в случаях, когда других контрольно-надзорных мероприятий недостаточно», – пояснил замглавы ведомства.

Другой особенностью системы контроля является приоритет профилактики. В Федеральном законе №248-ФЗ содержится 8 различных профилактических мер (информирование, консультирование, предостережение, профилактический визит и т.д.). Помимо этого, предусматривается институт независимой оценки соблюдения обязательных требований.

«Логика его состоит в том, что для ряда видов контроля, для ряда сфер, где нужно подтверждать соблюдение обязательных требований, будут привлекаться независимые аккредитованные органы инспекции. При наличии положительного заключения такой инспекции организация может быть освобождена от плановых контрольно-надзорных мероприятий», – отметил А. Херсонцев. Ещё одной формой независимого контроля станет контроль внутри саморегулируемых организаций. В этом случае организации также смогут избежать планового контроля (надзора).  

Как пояснил директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России Александр Вдовин, в настоящее время ведомство в рамках подготовки законопроекта-спутника к Федеральному закону №248-ФЗ проводит работу по исключению положений, не основанных на профилактике и риск-ориентированном подходе, из отраслевого законодательства. Изменения вносятся более чем в 100 законодательных актов.

Главным же отраслевым документом должно стать положение о виде контроля. «Положение – это документ, который будет агрегировать максимум информации о виде контроля как на федеральном уровне, так и в регионах. В рамках этих документов будут установлены перечни мероприятий по контролю, особенности управления рисками, то, как осуществляются меры по профилактике и какие это меры», – рассказал А. Вдовин.

При этом он подчеркнул, что для регионального контроля министерство разработает типовое положение. Оно позволит субъектам на основе определенных шаблонов осуществлять свое регулирование и собрать для себя ту модель контроля, которая будет наиболее эффективной.