Две трети россиян обладают базовым уровнем цифровой грамотности

| новости | печать

Представители трёх поколений «беби-бумеров» (старше 56 лет), поколений X/Y (25-55 лет) и поколения Z (т.н. «зумеры», 24 года и младше) прошли тестирование уровня цифровой грамотности на портале «Цифровой гражданин» it-gramota.ru. Результаты исследования показывают, что различия в уровне цифровой грамотности между поколениями велики, однако пробелы в цифровых знаниях и навыках для всех поколений одинаковы. По мнению аналитиков, это говорит о том, что освоение цифровых компетенций носит стихийный характер.

По результатам исследований НАФИ, 27% россиян хорошо разбираются в цифровых технологиях, 67% обладают базовым уровнем цифровой грамотности, 7% — начальным, причем уровень цифровой грамотности подростков выше, чем в среднем по России. Однако доли россиян с высоким уровнем цифровой грамотности в поколениях Z и X/Y оказались сравнимы: так, людей с продвинутым уровнем цифровой грамотности среди поколения Z — 36%, с базовым уровнем — 60%, с начальным — 4%.

В поколениях Х/Y распределение по уровням цифровой грамотности похоже (30% — продвинутый уровень, 64% — базовый, 6% — начальный). Поколение «беби-бумеров» отстает: у 12% продвинутый уровень, у 78% — базовый, у 10% — начальный.

Представители поколения Z демонстрируют недостаточную осведомленность при ответах на вопросы, связанные с защитой персональных данных, с работой с государственными, финансовыми и платежными сервисами, электронной коммерцией. Для «беби-бумеров» сложности вызвало создание и редактирование файлов различных форматов.

Некоторые цифровые компетенции, по которым были получены низкие баллы в ходе тестирования цифровой грамотности, совпадают для «зумеров» (поколение Z) и «беби-бумеров». Так, оба поколения получили низкие баллы по блокам вопросов, посвященных работе с информацией в интернете и оценке ее достоверности, по влиянию цифровых устройств на физическое и психическое здоровье, настройке программного обеспечения. Многих представителей поколений «зумеров» и «беби-бумеров» также объединяет отсутствие установок на познание нового в цифровой сфере.

Таким образом, многие россияне, в том числе молодежь, не считают важным предпринимать дополнительные усилия для того, чтобы повышать свой уровень цифровой грамотности. Прослеживается зависимость: желание осваивать новое в цифровой сфере больше у тех, кто уже обладает высоким уровнем цифровой грамотности и ниже — у людей с низким уровнем цифровой грамотности.