Готовится атлас арктических профессий

| новости | печать

Особенность проекта «Атлас арктических профессий», к реализации которого приступили Российский государственный социальный университет и Проектный офис развития Арктики с участием северных вузов и органов государственной власти, заключается в том, что он поможет не только соискателям в выборе места работы и профессии, но и государству в выборе модели развития районов Крайнего Севера. Это стало известно по результатам заседания Экспертного совета ПОРА, посвящённого вопросам кадрового обеспечения в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ). Заседание прошло 19 мая в привычном при санитарно-эпидемиологических ограничениях формате видеоконференции.

По словам генерального директора Проектного офиса развития Арктики Александра Стоцкого, работа над Атласом арктических профессий проводится в рамках грантовой программы ПОРА, предусматривающей финансирование исследований по устойчивому развитию российской АЗРФ.

Ценность совместного проекта РГСУ и ПОРА, по мнению члена комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолия Широкова, заключается ещё в том, что Атлас покажет не только востребованность профессий, но и подскажет государству, какую модель развития выбрать при дальнейшем освоении арктических широт и морских маршрутов в Северном Ледовитом океане – канадскую или советскую. В Канаде отдают предпочтение вахтовому методу работы, в СССР строили города для постоянного проживания. При канадском варианте подготовка кадров для северных широт сосредотачивается в южных регионах. При советской модели создавалась укоренённая в Арктической зоне система высшего и профессионального образования.

Сейчас на Крайнем Севере востребованы междисциплинарные компетенции, поэтому для учебных заведений важен запрос от бизнеса, заявила ректор Северного (Арктического) федерального университета (г. Архангельск) Елена Кудряшова. Вузы не могут работать без заказа от предприятий и их соучастия предприятий на всех этапах подготовки специалистов – от формирования списка компетенций до «приемки» квалификации, значит требуется объединение усилий, сказала она на заседании Экспертного совета ПОРА.

Наряду с междисциплинарностью на первый план выходит сейчас цифровизация обучения, считает проректор Северо-Восточного федерального университета (г. Якутск) Александр Кугаевский. Именно поэтому в учебную программу магистрата и специалитета СВФУ введена новая дисциплина – «Введение в сквозные цифровые технологии», а магистрата – «Конвергенция» по современным цифровым технологиям по естественно-научному, гуманитарному и экономическому направлениям.

В настоящее время обсуждается проект Стратегии развития Арктики, напоминает менеджер ПОРА Юлия Никитина. Реализация намечаемого, по её мнению, невозможна без качественно новой системы подготовки специалистов для работы на Крайнем Севере.