Севморпути для нынешней России как Транссиб прежде

| новости | печать

Как в своё время Транссиб стал драйвером экономического развития всей прилегающей к железной дороге территории, так и Севморпуть способен стать драйвером развития прибрежных территорий Северного Ледовитого океана, заявил координатор Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Александр Воротников на заседании дискуссионного клуба ПОРА, которое прошло 28 апреля в формате видеоконференции.

С его мнением согласились другие участники экспертной дискуссии. При этом каждый из них добавил своё видение перспектив, открывающихся с освоением высокоширотного морского маршрута.

Так, ведущий научный сотрудник Института экономических проблем имени Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН доктор экономических наук Алексей Фадеев подчеркнул, что основным приоритетом при развитии Северного морского пути должен быть не экспорт углеводородов, а развитие прилегающих территорий, а одной из главных целей арктических проектов – вовлечение малого и среднего бизнеса. По сведениям учёного, в Норвегии, например, значительная доля работ, связанных с нефтяными месторождениями, выполняется компаниями, которые, казалось бы, не имеют отношения к «нефтянке». При этом одно рабочее место в Арктике создаёт в среднем 14 рабочих мест в других регионах страны.

В настоящее время 95% грузопотока по Севморпути – это вывоз из Арктики полезных ископаемых, а северный завоз и транзит обеспечивают лишь 5%, сообщил директор консалтинговой компании «Гекон», член научно-технических советов Минприроды РФ и Минтранса России Михаил Григорьев. 

Севморпуть может стать для Якутии «поясом жизни», но только при условии значительного наращивания флота судов класса «река-море», способных перевозить грузы вглубь материка, отметил заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова кандидат экономических наук Александр Кугаевский. Он напомнил, что «конфликт» между речным флотом и крупнотоннажными морскими судами ещё в советское время был препятствием при трафике «море – суша». Возможно, это стало одной из причин прекращения работ по перспективной лихтеровозной системе.

Бассейновый принцип развития территорий вдоль крупных рек, принятый в Якутии, применим и в других арктических регионах. Бассейны Оби, Енисея и Лены исторически представляют собой не только природные, но и экономические системы. Необходимо расширять спектр грузов, которые перевозятся по Северному морскому пути и улучшать портовую инфраструктуру, чтобы развитие прилегающих территорий было более устойчивым, посчитали эксперты. Их рекомендации будут направлены в федеральные и региональные органы государственной власти.