Договоренности ОПЕК+ достигнуты, необходимы, но вряд ли выполнимы

| новости | печать

Страны ОПЕК+ согласовали новую сделку о сокращении добычи. Ее итоговый размер составит 9,7 млн баррелей в сутки (б/с). Новая договоренность не будет включать полную квоту Мексики, которая сократит добычу на 100 тыс. б/с вместо 400 тыс. б/с. В пресс-релизе по итогам переговоров говорится, что глобальное сокращение мировой нефтедобычи стран ОПЕК+ совместно с новыми партнерами в рамках G20 с мая суммарно составит более чем 20 млн б/с. Эксперты сомневаются в эффективности договоренностей вообще и в том, что нефтяники будут в самом деле исполнять принятые обязательства. На вечер понедельника, 13 апреля, назначена встреча министра энергетики Александра Новака с российскими нефтяниками для обсуждения планов сокращения производства, сказал Reuters источник, знакомый с ситуацией.

По условиям достигнутого соглашения, его участники снизят добычу на 23% по сравнению с уровнем октября 2018 г. В мае-июне 2020 г. сокращение добычи составит 9,7 млн баррелей в сутки, с июня по декабрь 2020 г. — 7,7 млн, с января 2021 г. по апрель 2022 г. — 5,8 млн.

Если взять за точку отсчета добычу в марте, России придется сократить 1,8 млн б/с с 10,3 млн б/с, а Саудовской Аравии — 1,3 млн с 9,8 млн. То есть, России надо снизить добычу в разы больше, чем Саудовская Аравия предлагала в начале марта (тогда стране предлагалось довести уровень сокращения с 300 тыс до 600 тыс. б/c.).

Руководители ОПЕК высказывают надежды, что общее всемирное ограничение добычи должно оказаться вдвое больше —до 19–20 млн баррелей.

Если так и будет, пойдет ли в устойчивый рост цена нефти? Большинство экспертов полагают, что нет.

К примеру, Goldman Sachs назвал соглашение «историческим, но недостаточным» и допустил падение цен до 20 долл. В банке считают, что фактическое сокращение добычи по сравнению с первым кварталом не превысит 4,3 млн баррелей в сутки, если основные страны ОПЕК выполнят свои обязательства на 100%, а остальные страны соглашения — на 50%. Падение же спроса в апреле в Goldman Sachs оценивают в 19 млн б/с. Хотя прогноз цены на нефть на 2021 г. в 51долл. банк оставил неизменным. Но не из-за картельного соглашения, а потому, что после завершения эпидемии и восстановления спроса рынок быстро отрастет.

По оценкам других экспертов, излишки нефти на рынке сейчас составляют не менее 26-27 млн б/с. И хранилища уже переполнены. Так что даже снижение предложения на 20 млн б/с. Никак ситуацию не поправит.

Другое дело, что не будь этого соглашения о сокращении добычи, российским нефтяникам грозило худшее – просто разорение и исчезновение.

Еще вопрос дня: будут ли исполнены странами-подписантами соглашения обязательства по сокращению добычи? Многие эксперты считают, что это просто невозможно.

Авторитетный аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин так объяснил ситуацию Znak.com: «Пока я не вижу выступлений нефтяников о готовности сокращать добычу. [Вице-президент по стратегическому планированию Лукойл] Леонид Федун говорил, что всего в России можно сократить добычу на 300 тыс. баррелей в сутки. Сокращение на 2,5 млн баррелей — нереально. Это приведет к закрытию огромного числа скважин… Сейчас в России около 180 тыс. эксплуатируемых скважин. Они разные — одни добывают много, другие мало. Закрывать будут самые слабые, не менее 30 тыс. скважин. Это нанесет тяжелый удар по экономике, пострадает огромное число людей — не только в нефтяной отрасли, но и в смежных: на сервисных предприятиях, в логистике и так далее. Большинство российских скважин качают нефть механическим способом, добыча под давлением идет лишь на 2% скважин. Это значит, придется отключать насосы, останавливать качалки. Если это оборудование простоит, как запланировано, два месяца, для его повторного запуска фактически нужно будет провести капитальный ремонт скважины, это огромные затраты».

Эти вопросы, судя по всему, будет обсуждать Александр Новак с нефтяниками. Накануне он сказал, что сокращая нефтедобычу, российские компании не допустят потери части скважин из-за их временной остановки.

Ранее Татнефть, производящая около 30 млн т. нефти в год, сообщала, что закрытие некоторых скважин на несколько месяцев не создаст для неё проблем и после завершения ограничения компания сможет восстановить на них производство в течение недели. Однако если речь идет о длительном сокращении, то компании могут понадобиться дополнительные финансовые вложения на возобновление добычи. Более крупные Роснефть, Лукойл, Газпромнефть, Сургутнефтегаз, Русснефть не ответили на запрос Reuters о том, как они планируют реализовывать планы сокращения нефтедобычи.

Наработанный опыт сокращений добычи в рамках прежних соглашений с ОПЕК на этот раз вряд ли удастся использовать.

«В прошлый раз Россия объявила, что по договоренности с ОПЕК+ сокращает добычу, но по факту три года ее наращивала, - рассказывает М. Крутихин. - Это было жульничество, но партнеры по ОПЕК смотрели сквозь пальцы. Теперь ситуация выходит на другой уровень. Условия сделки будут обсуждаться на заседании G20, значит, фактически у России появятся международные обязательства. Их соблюдение будут контролировать внимательнее. Отследить объемы экспорта очень просто, и если Россия начнет нарушать договоренности, к ней могут применить санкции, например в виде эмбарго. В итоге российская нефть может просто исчезнуть с мирового рынка».