Россия согласилась дать требуемую покупателем скидку на цену нефти для Белоруссии

| новости | печать

О том, что Россия и Белоруссия договорились о поставках нефти, в субботу, 21 марта, сообщила пресс-служба российского правительства. Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что россияне «полностью пошли» на предложения Белоруссии по поставкам нефти. По информации Reuters, Россия согласилась увеличить скидку на поставляемую в Белоруссию нефть до 15,7 долл. за тонну. То есть, Россия будет поставлять нефть Белоруссии даже на более выгодных условиях, чем до сих пор просил Минск, замечает РБК. Ранее Белоруссия настаивала на обнулении премий для российских нефтяных компаний, составлявших 11,7–12 долл. за тонну.
Примерно 18 млн тонн нефти ежегодно Белоруссия закупала у России в последнее время. В этом году экспорт будет ниже, так как Белоруссия будет закупать и «альтернативную нефть».

РБК пишет, что «собеседник в одной нефтяной компании» рассказывает: из общего размера скидки 15,7 долл. за тонну российские нефтяники снизят цену только на 10,7 долл., кто компенсирует остальную часть скидки — пока предмет обсуждения. Сразу возникло предположение, что это бремя возьмет на себя российский бюджет, но замминистра финансов Алексей Сазанов сказал, что пока компенсация Белоруссии скидки из бюджета не обсуждается (цитата по «Интерфаксу»).

Reuters размышляет, почему Россия внезапно сменила свою позицию по поставкам нефти в союзное государство. Агентство отмечает, что компромисс с Белоруссией стал возможен на фоне подготовки России к прекращению действия соглашения об ограничении нефтедобычи ОПЕК+, которое истекает 31 марта. Нефтяные цены рухнули больше чем на 30%, а цена российской Urals 18 марта оказалась ниже 19 долл. за баррель. А ведь российские нефтяники включили премию в цену для Белоруссии еще в 2011 г. Тогда Россия обнулила пошлины на поставки сырья в эту страну в рамках Таможенного союза, поэтому нефтяники смогли сделать Белоруссии скидку на размер пошлины (при экспорте нефти ее платят поставщики), но также установили небольшую надбавку к цене. Это было выгодно всем: при экспортной пошлине 67 долл. за тонну (в марте 2020 г.) и премии порядка 12 долл. за тонну в пользу российских нефтяников нефть все равно обходилась Белоруссии дешевле примерно на 55 долл. за тонну. Но в 2020 г. из-за постепенного снижения экспортной пошлины при пропорциональном росте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в России (предусмотрено налоговым маневром) скидка для Белоруссии сократилась на 35%. В итоге за 2019–2020 гг. стоимость нефти для Белоруссии, по оценкам Минска, должна была вырасти примерно на 800 млн долл. И Белоруссия запросила российских нефтяников обнулить свои премии.
А вот при падении цен на нефть экспортная пошлина, а с ней и возможная максимальная скидка для Белоруссии, сокращается. При 20 долл. за баррель Urals она составит всего 12,8 долл. за тонну, а при 15 долл. за баррель и вовсе обнулится.

Но решающим аргументом в пользу быстрого и эффективного решения вопроса с поставками нефти в Белоруссию стала, видимо, внезапно возникшая необходимость срочного поиска точки сбыта продукции на фоне повального предпочтения покупателей более дешевой саудовской нефти. Эксперты говорят, что, наверное, Россия решила, что безопаснее будет договориться с Белоруссией о поставках до 1 апреля, когда истекает срок действия сделки ОПЕК+ и саудиты могут нарастить поставки дешевой нефти.