Бизнес против введения оборотного налога под видом борьбы за тотальную утилизацию товаров и упаковки

| новости | печать

О плане Минприроды ввести расширенную ответственность предпринимателей (РОП) за утилизацию товаров и упаковки, рассказали «Ведомости». Через год упаковка от товаров должна подвергаться 100-процентной переработке, а к 2024 г. еще 54 группы товаров должны перерабатываться без остатка.

Выглядит затея красиво, но экологи сомневаются в ее практичности, а производители считают, как придется повышать цены на продукцию.

Минприроды напоминает, что сегодня большинство предпринимателей обходят и так небольшие (примерно 15%) нормативы утилизации и экологический сбор. Росприроднадзор не ведет жесткого контроля за неплательщиками.

Введение расширенной ответственности все изменит. Во-первых, бюджет получит около 136 млрд руб. в год вместо запланированных на этот год неполных 3 млрд руб. Во-вторых, красиво звучит сама формулировка: всеобщая 100-процентная утилизация. Это и текстиль, и полиграфия, и пластик, в том числе упаковка, не считая электроники, бытовой техники и всевозможных батареек с аккумуляторами. Причем это обеспечит первенство в мире по замыслам – экологи говорят, что таких нормативов нет нигде на земле. Третье: следить за сбором средств будет ФНС, у которой это получится лучше, чем у Росприроднадзора. Сегодня граждане, говорит Минприроды, платят за вывоз и утилизацию отходов 180 млрд руб. в год, а после того, как процесс будут оплачивать компании, люди сэкономят.

Так в теории. Но производители уверяют, что в конечном счете за все заплатит покупатель. По подсчетам ассоциации «СКО «Электроника и утилизация» (в нее входят популярные бренды бытовой техники), стиральные машины подорожают в рознице на 18%, больше чем на 10% вырастут цены на холодильники, микроволновки, кондиционеры, водонагреватели. Эксперты полагают, что оптовые цены на шины вырастут на 4-7%.

Предприниматели уже назвали РОП новым оборотным налогом. Ситуацию комментирует BFM представитель ассоциации «СКО «Электроника и утилизация» Антон Гуськов: «Мы считаем, что наиболее экологичный способ борьбы с отходами — это, конечно же, возможность производителей самостоятельно заниматься сбором и переработкой, это лучшие мировые практики. Например, в Европе вообще нет возможности просто заплатить сбор. Потому как что такое стопроцентный норматив? Это ничего общего с экологией не имеет. Это просто, по сути, оборотный налог. Но сбор денег в бюджет вовсе не означает улучшения экологического вопроса. Борьба с отходами — это переработка. И производители, которые сегодня, объединившись в ассоциации, занимаются сбором отходов и их переработкой. Это и есть экологическая политика, а сбор денег — это просто увеличение фискальной нагрузки на бизнес, а потом и на население».

Принятие новаций Минприроды, считает эксперт, сделает бессмысленными акции по сдаче гражданами старой техники в сетях «Эльдорадо» и «М.Видео». Аналогичная история со сдачей в утиль текстильных товаров и батареек. Заплативший государству за их 100-процентную утилизацию бизнес больше не станет сам собирать мусор и повторно оплачивать его переработку. Потребители выкинут никому не нужный мусор в обычный контейнер во дворе, а затем товары отправятся на полигон.

Чиновники говорят, что интенсивнее станут строить мусоросжигательные заводы. Однако бизнес в странах, где еще не додумались до всеобъемлющего обложения предпринимателей сборами на утилизацию, часто находит другие решения. За океаном из старых батареек добывают драгметаллы и зарабатывают на этом. Под Лондоном есть мусороперерабатывающий завод, где отходы сортируют, прессуют в кубы и успешно продают китайцам, которые делают из него новые товары для тех же лондонцев.

«Несмотря на неоднократное обращение представителей различных бизнес-ассоциаций о том, что надо включить и тех, кого пытаются отрегулировать этой концепцией, в обсуждение экологической инициативы, с коммерсантами она даже не обсуждается, - сетует исполнительный директор ассоциации «РусПЭК» Любовь Меланевская. - В отношении роста цен: надо смотреть, какая отрасль имеется в виду, от упаковки до электроники. Разница будет — рост цен от 2% до 18%, и кто-то может сказать, что, наверное, это несущественно, но если мы посмотрим на все процессы удорожания, которые мы наблюдаем по различным направлениям, это и рост НДС, сбор по «Платону», инфляция, то каждая копейка оказывает существенное влияние на цену товара для конечного потребителя».