1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать | 201

ВТБ желает стать главным продавцом российского зерна за рубеж

В пятницу, 23 августа, стало известно содержание письма председателя правления ВТБ Андрея Костина к президенту Владимиру Путину с просьбой помочь контролируемому государством банку создать нового российского зернового лидера. В тот же день появились публикации о том, что ВТБ может быть повинен в подорожании пшеницы в последние дни.

Письмо было написано и отправлено раньше 11 июля – даты, которой отмечена резолюция на нем В. Путина. Аргументы в пользу организации на базе ВТБ главного продавца зерна универсальные и привычные для всех подобного рода просьб к президенту. Мол, пора снизить роль иностранных трейдеров, дать государству больший контроль над экспортом. Доколе, как бы взывает ВТБ, надо еще терпеть присутствие иностранцев в важном деле. Настало время ослабить позиции нынешних ведущих трейдеров. А это, наряду с местными компаниями, мировые гиганты - Glencore, Cargill, Louis Dreyfus и Cofco, которые сейчас торгуют российским зерном.

Агентство Reuters констатирует, что с 2014 г. среди чиновников РФ начала расти озабоченность относительно национальной продовольственной безопасности и снижения зависимости от импорта, что также привело к росту заинтересованности в усилении контроля над рынком зерна. Кроме того, чиновники в последние годы были обеспокоены обеспечением здорового баланса между внутренним потреблением и экспортом, чтобы избежать резкого роста цен на зерно в стране, где мясная промышленность в значительной степени зависит от цен на корма.

Со времен СССР в РФ на единицу привеса животных расходуется намного больше зерна, чем в других странах, которые тоже умеют успешно заниматься производством хлеба. В СССР скоту фактически уходило все зерно, до четверти от производимого в стране хлеба приходилось ежегодно покупать за границей. Кстати, покупали зерно не ниже III категории, то есть то, пищу из которого которое могли есть не только быки, но и советские люди. Теперь пшеницу твердых сортов тоже приходится прикупать в Казахстане, хотя Россия стала лидером на мировом рынке продаж зерна и даже в прошлом году обогнала по этому показателю США.

Заниматься поставками российского зерна в страны Азии и Африки, словом, дело выгодное. Так что резон А. Костина ясен. Потому он и написал президенту письмо с просьбой о содействии в конкурентной борьбе за контроль над манящим рынком.

Как информирует Reuters, рукописные замечания к письму, датированные 11 июля, говорят о том, что В. Путин поручил правительству рассмотреть предложения ВТБ. Агентство цитирует важный текст.

«Принимая во внимание экспортный потенциал российской агропродукции (эквивалент 45 млрд долл. в 2024 г.), а также важность обеспечения устойчивого оборота зерна в контексте национальной продовольственной безопасности, группа ВТБ проработала вопрос о создании национального лидера - вертикально-интегрированного оператора “Объединенный зерновой холдинг”.

Цифра в 45 млрд долл. возникла год назад, когда президент поставил перед правительством задачу довести экспорт сельскохозяйственной продукции из России до 45 млиардов к 2024 г. с 26 млрд долл. в 2018 г. Около 10 млрд долл. из общего объема экспорта в 2018 г. пришлось на экспорт зерна.

По разумению А. Костина, новый холдинг может консолидировать связанные с экспортом и хранением зерна активы и «взять на себя функции ведущего трейдера российской пшеницы».

Известно, что за последний год ВТБ уже превратился в крупнейшего оператора зерновой инфраструктуры в России. Пора стать ведущим экспортером зерна. В письме к президенту говорится, что для консолидации и приобретения дополнительных активов потребуется еще два-три года.

ВТБ предлагает проверенный и прекрасно зарекомендовавший себя способ повышения эффективности производства через консолидацию его звеньев в руках уполномоченных государством структур. Такой подход оправдывает себя в производстве лайнеров для гражданской авиации, в судостроении.

Кроме того, первый замглавы ВТБ Юрий Соловьев сказал Reuters еще в июне, что, по его мнению, приход ВТБ в сектор повысит конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции за рубежом.

«На сегодняшний день созданы локальная и международная платформы для трейдинга, логистика, перевалка. В целом, наша стратегия предусматривает достижение синергии за счет объединения активов в области транспортной экспортной логистики и торговли… по состоянию на начало июня, ВТБ инвестировал в зерновые проекты около 1 млрд долл.», - делился замыслами Ю. Соловьев.

Банк купил доли в двух зерновых терминалах в Новороссийске. Благодаря этим сделкам ВТБ получил контроль над 25% российских экспортных зерновых мощностей. Кроме того, ВТБ стал контролирующим акционером крупнейшего в России железнодорожного оператора Рустранском, и недавно пополнил свой портфель зерновых активов, купив контрольный пакет акций крупного местного трейдера Мирогрупп Ресурсы.

Американский глобальный трейдер Cargill пока владеет долей в другом зерновом терминале в Новороссийске, а его конкурент Glencore - половиной терминала в соседнем черноморском порту Тамань.

Теперь, сообщает Reuters, в письме президенту ВТБ просит правительство одобрить смену владельца зернового терминала в Тамани. Половина терминала принадлежит украинской компании Kernel, эта компания находится под российскими санкциями. ВТБ пишет, что предварительно согласовал с Kernel приобретение ее доли в Тамани, но для завершения сделки нужно одобрение правительства. А объединение терминалов в Новороссийске и Тамани в единый кластер, по мнению ВТБ, даст сильный синергетический эффект его проекту и позволит нарастить мощности. Для этого, пишет ВТБ, надо не много - потребуется лишь поддержка государства в расширении и модернизации железнодорожной и автомобильной инфраструктуры.

Еще ВТБ попросил правительство рассмотреть вопрос о приватизации 25% акций Объединенной зерновой компании, государственного трейдера, в которой ВТБ уже владеет 50% минус одна акция.

После изложения просьб, банк переходит к изложению своих лавных аргументов для их удовлетворения - критикует международных трейдеров. Они «продолжают играть определяющую роль в обслуживании российского экспорта зерна», прямо пишет ВТБ. Кроме того, иностранцы контролируют 25% мощностей по перевалке зерна в морских портах и около половины объема торговли российской пшеницей на мировых рынках.

Это само по себе прискорбно, но еще, сообщает ВТБ, эти трейдеры не всегда выполняют свои функции на «оптимальных для России условиях» и оставляют значительную часть добавленной стоимости в оффшорах.

Конечно, в замыслах ВТБ нет даже намека на попытку создать монополию по торговле зерном.

Купленный ВТБ трейдер Мирогрупп в прошлом сезоне экспортировал 2,5 млн т. зерна, сообщил Reuters осведомленный источник. А в сезоне 2019/20 он планирует экспортировать из Новороссийска 6 млн т. зерна, в том числе 5 млн т. пшеницы. Если Мирогрупп удастся более чем в два раза увеличить свой экспорт в этом сезоне, она войдет в тройку крупнейших российских экспортеров наряду с местным трейдером РИФ и Glencore.

В тоже время «Коммерсант» пишет, что одной из причин роста цен на пшеницу в России могли быть действия крупного игрока, считают участники рынка. В частности, подконтрольная ВТБ компания «Мирогрупп ресурсы» заключила контракты на экспорт крупных партий зерна и теперь активно скупает его по завышенным ценам. Еще, отмечает издание, негативно на экспортеров влияет рост стоимости перевалки, в том числе на терминалах ВТБ.

По данным «Совэкона», на прошлой неделе средние закупочные цены на пшеницу с 12,5% содержания протеина в глубоководных портах выросли на 4%, до 11,75 тыс руб. за т. В европейской части страны пшеница четвертого класса подорожала на 125 руб., до 10,1 тыс руб. за т. По данным «Русагротранса», в прошлом сезоне «Мирогрупп ресурсы» была седьмым экспортером зерна в России (1,94 млн т.). В июне 2019 г. глава ВТБ А. Костин сообщил, что группа получит контрольную долю в компании.

Как отмечают участники рынка, в целом в текущем сезоне ВТБ через свои структуры может экспортировать около 6 млн т. зерна. Крупнейших экспортер ТД «Риф» в прошлом сезоне отгрузил 7,1 млн т. по данным «Русагротранса».