Доходы региональных бюджетов растут быстрее расходов, но радовать это не должно

| новости | печать

В области региональной политики для правительства РФ приоритетом является «обеспечение сбалансированного социально-экономического развития, создание равных условий реализации» этих возможностей для граждан и распределение ресурсов среди всех регионов, заявил в ходе выступления в Государственной думе заместитель председателя правительства России Дмитрий Козак.

Ключевые инструменты – межбюджетные отношения: при распределении доходов между федеральным центром и регионами 50 на 44; 17% доходов федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов перераспределяются в регионы.

В 2015 г., напомнил он, общий объём доходов региональных бюджетов составил 9 трлн 304 млрд руб., по сравнению с 2014 г. доходы региональных бюджетов выросли на 400 млрд руб., расходы выросли на 127 млрд руб. В январе 2015 г. доходы региональных бюджетов выросли более, чем на 62 млрд руб., а расходы на 44 млрд руб.

Дефициты региональных бюджетов, по словам зампреда правительства, «поступательно сокращаются». «Эти позитивные показатели не должны нас успокаивать, причина роста доходов регионов кроется в общей макроэкономической ситуации в стране», – пояснил Д. Козак. Однако, «география этих и доходов, и расходов, дефицитов и долгов в субъектах, в особенности в муниципалитетах, совсем не радужная», добавил он.

В 16 регионах России зафиксирован значительный рост объёма госдолга, 11 из них, по мнению Счётной Палаты РФ, находятся в зоне риска. Объём госдолга регионов по состоянию на 1 января 2016 г. составил 2 трлн 318 млрд руб. (увеличился на 11%), при этом объём муниципального долга увеличился на 9% до 341 млрд руб. Помимо этого регионам в текущем году предстоит погасить 400 млрд руб. долговых обязательств.

В настоящее время, рассказал Д.Козак, правительством проводится инвентаризация и финансовая оценка расходных полномочий, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления. По предварительным данным, на органы исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления возложено – 636 властных полномочий.

Также проверяется и обеспеченность ресурсами, минимальная обеспеченность регионов, создается оперативная база «для расшивки» долгов по коммерческим кредитам, стоит задача по их сокращению. Ещё одна задача – по решению своевременного распределения субсидий по регионам. Принимаются кадровые решения (Забайкальский край, республики Карелия и Коми), эта политика будет проводиться последовательно и впредь, заверил зампред правительства.

Проверяется и обеспеченность ресурсами, минимальная обеспеченность регионов, создается оперативная база «для расшивки» долгов по коммерческим кредитам, стоит задача по их сокращению. Еще одна задача - по решению своевременного распределения субсидий по регионам. Принимаются кадровые решения (Забайкальский край, республики Карелия и Коми), эта политика будет проводиться последовательно и впредь, предупредил он.

Завершена работа по региональному планированию и зонированию по всем субъектам экономики. Сейчас завершается распределение земель для оборонного комплекса страны.

Вопросы разграничения полномочий также являются предметом регулирования правительства. Проводится оценка эффективности работы 32 федеральных органов власти и подвластных им структур на территориях, анализируется работа и нагрузка на каждого чиновника – от федерального до муниципального.

Выступая на правительственном часе в ГД, Д.Козак сказал и о регионах, нуждающихся в опережающем развитии (Калининград, Крым, Карелия). Он отметил, что этими регионами «занимаются в ручном режиме». В частности, работа по Калининграду находится в заключительном этапе – к 1 апреля этот вопрос должен быть закрыт. По Крыму ещё долгое время потребуются «огромные вложения по конкретным программам, вплоть до 2020 г.».

Помимо этого зампред правительства сообщил, что сейчас рассматриваются 15 заявок на создание новых экономических зон, сумма инвестиций в которые составит около 575 млрд руб.