О. Пахолков: … в 2011 г. 25 топ-менеджеров РЖД получали среднемесячную зарплату 5,5 млн руб.

| прямая речь | печать
Загрузка плеера
Пленарное заседание Госдумы 12.03.2014

Сегодня в России отменены сотни электропоездов пригородного сообщения. Сегодня у нас порядка сотен тысяч граждан не могут попасть на работу в свои города, такие как Ростов, Воронеж, Нижний Новгород, Краснодар. Для сотен тысяч семей сегодня в России создалась ситуация такого жизненного коллапса, что эти люди совершенно не понимают, как им дальше жить и куда ходить на работу.

Когда сегодня средний человек, который ездит на электропоездах и на электричках на работу, допустим, в город Воронеж, то это обычно не очень высокооплачиваемая работа, порядка 20 тыс. руб., и единственная возможность добраться до этого места работы – это пригородные электропоезда.

Огромное количество студентов, которые ездили в свои учебные центры и имели возможность в течение часа добираться до своих городов, сегодня лишены такой возможности. Огромное количество больных, пенсионеров, которые раньше ездили в областные центры для того, чтобы получить более квалифицированную медицинскую помощь, сегодня этого также сделать не могут.

С учётом того, что сегодня в наших областных центрах десятибалльные пробки стали просто нормой, и это сегодня живущим в Москве даже не совсем понятно, потому что 10 лет назад пробки были только в Москве. Сегодня в город Воронеж въехать 2,5 часа туда, 2,5 часа – обратно. Наши граждане фактически потеряли возможность добираться на электропоездах в города, и другой возможности доехать у них нет (…).

В чём суть проблемы? Суть проблемы в том, что железные дороги подписывают договор о возмещении тарифов с областными администрациями. Но если Воронежская область в 2011 г. железным дорогам оплатила 12 млн руб., то в 2014 г. эта сумма возросла до 170 млн руб. Разумеется, ни один областной бюджет не может сегодня оплатить эти суммы.

Мы прекрасно знаем о том, что сегодня у нас все бюджеты с миллиардными долгами. Никто не знает, откуда берутся эти тарифы, и железная дорога, и РЖД у нас себя ведёт, как монополист, и не даёт никому реально проверить, а из чего это складывается? Железная дорога построена достаточно давно, налоги на землю они не платят, как и за сами электропоезда, им уже всем по 20-30 лет, их никто не меняет.

Хотя если мы сегодня возьмём тарифы железных дорог, то выясняется, что автобусы берут сегодня дешевле, чем берут железные дороги. Я попробовал найти, а сколько же у нас зарабатывают высшие топ-менеджеры РЖД? Выяснилось, что информация крайне закрытая, но из тех маленьких, скудных вещей, которые я нашёл, выясняется, что в 2011 г. 25 топ-менеджеров РЖД получали среднемесячную зарплату 5,5 млн руб. Я так понимаю, что это всё входит в тариф.

Я понимаю, что человек, получающий 5,5 млн руб. в месяц, мало представляет, что сегодня десятки и сотни тысяч людей не могут себе купить качественные макароны, потому что они просто лишены работы. Я думаю, что получая 5,5 млн руб., вообще немножко теряешь связь с реальностью.

Я для примера могу сказать, что в Бельгии несколько лет тому назад была общенациональная забастовка против министра путей сообщения, который увеличил свою зарплату с 30 до 40 тысяч евро, и он был с позором изгнан со своей должности, потому что бельгийцы этого не потерпели.

Так вот не один наш министр, а 25 топ-менеджеров железных дорог получают в 10 раз больше, чем бельгийский министр путей сообщения. И я так понимаю, что это всё закладывается в тарифы.

Фактически регионы сегодня действительно поставлены на колени: народный гнев идёт на губернаторов, а губернаторы совершенно не понимают, что с этим делать, потому что вложить эти деньги в бюджет невозможно.

У нас несколько недель назад товарищи-коммунисты вынесли предложение о протокольном поручении, чтобы правительство разобралось с этим вопросом. И мы, депутаты, спокойно отмахнулись от него, никого не хочу здесь обвинять и говорить, что раз товарищи-коммунисты вынесли, значит, это политические разборки и это поручение было заблокировано у нас здесь.

Я хочу сказать, это очень печально, потому что сотни тысяч граждан нашей страны и самые бедные граждане сегодня действительно поставлены перед выбором, уезжать куда-то на вахту работать, искать новую работу у себя в селе, которую он никогда не сможет найти? Я смотрю сегодня по телеканалам, как сама РЖД отбивается: сидят ребята в очень дорогих костюмах и объясняют, что областные бюджеты им не платят и люди как не ездили на электричках, так на этих электричках ездить и не будут.

Вы, вообще-то, забыли, что вы государственная компания и признаны обслуживать интересы государства. РЖД только в 2012 г. получила прибыль 78 млрд руб. В 2015-м они планируют 411 млрд из собственных доходов отправить на развитие своих сверхскоростных железных дорог и чего угодно. Но они забыли, что служат, прежде всего, народу. И когда-то наша индустриальная страна, в 30, 40, 60-х годах, каждую электричку, как собственную победу, приводила, что граждане теперь могут ездить из Таганрога в город Ростов, что из Новочеркасска они могут ездить в Ростов на работу, и так далее.

Сегодня РЖД – государство в государстве, взяло и отменило эти электрички. Сегодня более половины электропоездов отменены и, как я понимаю, такая судьба будет у всех остальных. На судьбы этих людей госкорпорации наплевать от начала и до конца. Что делать губернаторам, они не знают.

Я хотел бы с этой трибуны обратиться к правительству с тем, что если они немедленно не вмешаются, то фактически мы сотни тысяч граждан бросаем за черту бедности и нагнетаем и без того не самую лучшую обстановку среди самых необеспеченных слоёв населения.

Ну и второе. Я хотел бы вернуться к протокольному поручению товарищей-коммунистов для того, чтобы мы рассмотрели его ещё раз и проголосовали, чтобы дать такое поручение правительству.

Спасибо большое.