О применении НДС при осуществлении мероприятий по замене и освежению материальных ценностей

Министерство финансов РФ письмо от 17.02.2010 № 03-07-11/30
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения в 2009 г. налога на добавленную стоимость при осуществлении мероприятий по замене и освежению материальных ценностей, заложенных в госрезерв, и сообщает.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

На основании ст. 2 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" освежение запасов госрезерва - это выпуск материальных ценностей из госрезерва при одновременной поставке и закладке в госрезерв равного количества аналогичных материальных ценностей; замена материальных ценностей из государственного резерва - это выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей; а выпуск материальных ценностей из госрезерва - это реализация или безвозмездная передача материальных ценностей госрезерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке.

Таким образом, выпуск материальных ценностей из госрезерва при осуществлении операций по замене и освежению материальных ценностей, заложенных в госрезерв, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В случае если освежение запасов госрезерва производится путем реализации Росрезервом (его территориальными органами) материальных ценностей, выпускаемых из госрезерва, непосредственно самой организации, осуществляющей их ответственное хранение, за которые организация передает Росрезерву (его территориальным органам) другие материальные ценности, приобретенные или произведенные этой организацией, то данные операции, по нашему мнению, являются товарообменными. При этом особенностей в отношении применения вычетов по налогу на добавленную стоимость по товарообменным операциям Кодексом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, для осуществления налогового вычета в указанном случае налогоплательщику необходимо иметь счета-фактуры Росрезерва (его территориального органа) и соответствующие первичные документы.

Одновременно сообщается, что в связи с переводом запасов государственного материального резерва на счета учета, составляющего казну Российской Федерации, уплату налога на добавленную стоимость в 2010 г. осуществляют покупатели товаров - налоговые агенты на основании абз. 2 п. 3 ст. 161 Кодекса. При этом в соответствии с п. 3 ст. 168 Кодекса при исчислении налога на добавленную стоимость налоговыми агентами составляются счета-фактуры, на основании которых суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами, принимаются к вычету.

Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А. КОМОВА