<Об НДПИ при добыче нефти из залежей, отнесенных к хадумским отложениям>

Министерство финансов РФ письмо от 14.12.2021 № 03-06-06-01/101726
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой политики, рассмотрев обращение от 06.10.2021 по вопросу исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти из залежей, отнесенных к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым отложениям, сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в рамках своей компетенции отмечаем следующее.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добычу полезных ископаемых добычи нефти производится по налоговой ставке 919 рублей за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной (за исключением нефти, добытой на участках недр, в отношении которой в течение всего налогового периода исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья). При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (КЦ), а полученное произведение уменьшается на величину показателя ДМ, характеризующего особенности добычи нефти, определяемую в порядке, установленном статьей 342.5 Кодекса.

При добыче нефти из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, коэффициент Кц принимается равным нулю при одновременном соблюдении следующих условий:

- нефть добывается из скважин, работающих в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке, исключительно на залежах углеводородного сырья, отнесенных к указанным продуктивным отложениям;

- учет нефти, добываемой из указанных залежей углеводородного сырья, осуществляется с учетом требований, установленных пунктом 9 статьи 339 Кодекса;

- нефть добывается из залежей углеводородного сырья, запасы которых учтены в государственном балансе запасов полезных ископаемых, утвержденном по состоянию на 1 января 2012 года, и степень выработанности запасов которых в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2012 года составляет менее 13 процентов, либо запасы по которым поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых после 1 января 2012 года.

Указанные положения Кодекса применяются с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором запасы нефти по залежи углеводородного сырья поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых, и до истечения 180 налоговых периодов, начинающихся с одной из следующих дат:

- 1 января 2014 года - для залежей углеводородного сырья, степень выработанности запасов которых в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2012 года составляет более 1 процента или равна 1 проценту, но менее 3 процентов;

1 января 2015 года - для залежей углеводородного сырья, степень выработанности запасов которых в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2012 года составляет более 3 процентов или равна 3 процентам;

- 1 января года, в котором степень выработанности запасов залежи углеводородного сырья, рассчитываемая налогоплательщиком в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых, утвержденного в году, предшествующем году налогового периода, впервые превысила 1 процент, - для иных залежей углеводородного сырья.

Степень выработанности запасов залежи углеводородного сырья в указанных целях рассчитывается в порядке, установленном пунктом 5 статьи 342.2 Кодекса, согласно которому степень выработанности запасов конкретной залежи углеводородного сырья рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых как частное от деления суммы накопленной добычи нефти из конкретной залежи углеводородного сырья (включая потери при добыче) на дату составления государственного баланса запасов полезных ископаемых на начальные извлекаемые запасы нефти, определяемые как сумма извлекаемых запасов всех категорий и накопленной добычи с начала разработки конкретной залежи углеводородного сырья на дату утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Таким образом, налогообложение налогом на добычу полезных ископаемых нефти, добытой из залежи углеводородного сырья, отнесенной в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых к хадумским продуктивным отложениям, производится по ставке 919 рублей за одну тонну с применением коэффициента Кц, равного нулю, при соблюдении установленных Кодексом условий.

В соответствии со статьей 32 Кодекса информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения обязаны налоговые органы, которыми являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

Согласно статье 21 Кодекса налогоплательщики имеют право обжаловать акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ