О налогообложении прибыли российской организации, имеющей постоянное представительство в Республике Киргизии

Министерство финансов РФ письмо от 25.08.2020 № 03-08-05/74477
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 22.06.2020 по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает следующее.

Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.

Согласно пункту 1 статьи 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы от 13.01.1999 (далее — Соглашение) прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение. Если предприятие осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность как сказано выше, то его прибыль может облагаться налогом в другом государстве, но только в той части, которая относится к:

а) такому постоянному учреждению;

б) продажам в этом другом государстве товаров или изделий, которые совпадают с товарами или изделиями, которые продаются через постоянное учреждение;

в) другой предпринимательской деятельности, осуществляемой в этом другом государстве, которая по своему характеру совпадает с предпринимательской деятельностью, осуществляемой через такое постоянное учреждение.

В соответствии со статьей 5 Соглашения термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

Необходимо также отметить, что при применении международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения следует учитывать Комментарии к Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал (далее — Комментарии и Модельная конвенция), на основе которой заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами.

Согласно пунктам 12 и 13 Комментариев к статье 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» Модельной конвенции право Государства, в котором расположено постоянное представительство, облагать налогом его прибыль не распространяется на ту прибыль, которую предприятие получает в этом Государстве, но которая при этом не может быть отнесена к постоянному представительству. Так как в соответствии с пунктом 1 Государство, в котором расположено постоянное представительство, вправе облагать налогом только ту часть прибыли, которая относится к этому постоянному представительству, тем самым этот пункт запрещает этому Государству облагать налогом ту часть прибыли предприятий другого Договаривающегося Государства, которая не относится к постоянному представительству (с учетом применения других статей Соглашения).

Таким образом, если прибыль российской организации, которая имеет постоянное представительство на территории Республики Киргизия, не может быть отнесена к такому постоянному представительству, то налогообложению на территории Республики Казахстан подлежит только та часть прибыли постоянного представительства, которая относится к такому постоянному представительству.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. СМИРНОВ