О транспортном налоге

Федеральная налоговая служба письмо от 24.04.2015 № БС-4-11/7093@
| официальная переписка | печать

Федеральная налоговая служба доводит до сведения и использования в работе Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации позицию Минфина России (письмо от 10.04.2015 № 03-05-04-04/20422) по вопросу применения подпунк­та 4 пунк­та 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанную позицию следует до­вести до нижестоящих налоговых органов.

Действительный
государственный советник
Российской
Федерации
2 класса
С. Бондарчук


Приложение
­МИНИСТЕРСТВО ­ФИНАНСОВ ­РОССИЙСКОЙ ­ФЕДЕРАЦИИ
­ПИСЬМО от 10 апреля 2015 г. № 03-05-04-04/20422

Департамент налоговой и тамо­женно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения подпунк­та 4 пунк­та 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 357 Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

Согласно пунк­ту 1 статьи 358 Кодекса объектом налогообложения транспортным налогом признаются в том числе самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунк­том 3 пунк­та 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы только при наличии оснований, установленных законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с подпунк­том 4 пунк­та 2 статьи 358 Кодекса не являются объектами налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

В Определении от 01.12.2009 № 1552-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что при установлении льготы по подпунк­ту 4 пунк­та 2 статьи 358 Кодекса законодатель вправе исходить из специфики условий хозяйствования в определенных отраслях экономики (в том числе в сфере речного, морского и воздушного транспорта), в связи с чем освобождение от налогообложения по подпунк­ту 4 пунк­та 2 статьи 358 Кодекса поставлено в зависимость именно от вида основной деятель­ности налогоплательщика.

Таким образом, для применения установленной подпунк­том 4 пунк­та 2 статьи 358 Кодекса льготы налогоплательщик должен доказать факт осуществления в качестве основного вида деятельности перевозки пассажиров (грузов).

В пунк­те 17.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 (далее — Методические рекомендации), понятие «основной вид деятельности организации» является оценочным. Подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:

1) положения учредительных до­кумен­тов (учредительный договор, устав, положение и др. до­кумен­ты), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;

2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.

Кроме того, подтверждением, что основным видом деятельнос­ти организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться:

получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;

систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);

наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) ­грузов.

При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2011 № ВАС-17662/10 положения пунк­та 17.2 Методических рекомендаций признаны соответствую­щими Кодексу.

Таким образом, при подтверждении в указанном выше порядке факта осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем пассажирских и (или) грузовых перевозок все зарегистрированные на налогоплательщика находящие­ся в собственности пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда не являются в силу подпунк­та 4 пунк­та 2 статьи 358 Кодекса объектом налогообложения по транспортному налогу.

Аналогичное мнение по вопросу применения подпунк­та 4 пунк­та 2 статьи 358 Кодекса имеют судебные органы, в частности, ВАС РФ от 21.07.2009 № 3513/09, ВАС РФ от 12.02.2013 № 11418/12.

Директор Департамента
И. Трунин