Вопрос: О зачете российскими организациями сумм налога, уплаченных за пределами РФ, при исчислении налога на прибыль; об отсутствии оснований для применения ст. 78 НК РФ при зачете иностранного налога при исчислении налога на прибыль; о зачете иностранного налога в целях налога на прибыль, если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток и сумма налога на прибыль равна нулю.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о зачете российскими организациями сумм налога, уплаченных за пределами Российской Федерации, в целях устранения двойного налогообложения и сообщает следующее.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
В соответствии с п. 3 ст. 311 Кодекса суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении такого дохода.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 311 Кодекса зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.
Из вышеизложенного следует, что право на зачет налога у организации возникает при наличии у нее действующего документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации, и при условии учета доходов, с которых он был уплачен (удержан), при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в текущем либо предшествующих налоговых периодах.
Следует отметить, что российские организации заявляют свое право на зачет налога в момент представления в налоговые органы Декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, по форме, утвержденной Приказом МНС России от 23.12.2003 № БГ-3-23/709@, одновременно с декларацией по налогу на прибыль и документами, предусмотренными в п. 3 ст. 311 Кодекса.
При этом Кодексом не ограничивается возможность проведения процедуры зачета налога одним налоговым периодом, в котором получены доходы.
Таким образом, указанные российские организации вправе произвести зачет как в текущем, так и в трех налоговых периодах, следующих после налогового периода, в котором доходы были получены и учтены в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации, с учетом соблюдения требований о трехлетнем сроке налоговой давности, предусмотренном п. 4 ст. 89 Кодекса.
Что касается применения ст. 78 Кодекса к правоотношениям по поводу зачета иностранного налога, отмечаем следующее.
Как следует из п. 1 ст. 78 Кодекса, ее положения применяются в случаях излишней уплаты федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, т.е. налогов, установленных ст. ст. 13 - 15 Кодекса. Иностранные налоги, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств в бюджеты этих государств, не являются налогами, установленными Кодексом, и не уплачиваются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, излишняя уплата налога определяется как превышение фактически уплаченной суммы налога над суммой налога, исчисленной в установленном порядке по декларации и подлежащей уплате в бюджет. Иностранные налоги для целей Кодекса не рассчитываются (не определяются их налоговая база и сумма самого налога), не отражаются в карточках расчетов с бюджетом налогоплательщиков (ни по суммам начислений по декларации, ни по суммам фактических поступлений). Кроме того, не ясно, излишней уплатой какого налога, установленного Кодексом, считать иностранные налоги, ведь они не являются российским налогом на прибыль организаций, как он установлен Кодексом.
Таким образом, для целей законодательства о налогах и сборах иностранные налоги не являются излишне уплаченными и, следовательно, положения ст. 78 Кодекса к правоотношениям по их зачету не применяются.
Что касается решения судов, то необходимо отметить следующее. Статья 311 Кодекса регулирует вопросы устранения двойного налогообложения. В ней указано, что иностранные налоги засчитываются при уплате налога на прибыль организаций в Российской Федерации. Таким образом, с учетом системы прямых норм ст. 311 Кодекса зачет иностранного налога возможен при одновременном соблюдении следующих условий:
1) обязательное включение доходов от источников в иностранных государствах (с учетом расходов) в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации;
2) фактическая уплата (удержание) данного налога с этих доходов в иностранном государстве;
3) уплата налога на прибыль организаций в Российской Федерации.
Статьей 274 Кодекса установлено, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 Кодекса, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 Кодекса, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю. Соответственно, сумма налога на прибыль за данный отчетный (налоговый) период равна нулю.
Налог на прибыль в этом случае в Российской Федерации не уплачивается, т.е. не возникает двойного налогообложения. В этом случае отсутствует сумма российского налога на прибыль, против которой можно засчитывать иностранный налог. В случае если налог на прибыль в России не уплачивается и нет двойного налогообложения, его устранение за счет зачета иностранного налога Кодексом не предусматривается.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. Трунин