О расходах на рекламу с использованием баннеров

Министерство финансов РФ письмо от 04.06.2012 № 03-03-06/1/292
| официальная переписка | печать

Вопрос: 1. ООО сроком на один год заключило с организацией-рекламораспространителем договор об оказании услуги по размещению наружной рекламы на территории стадиона. По договору рекламораспространитель за свой счет изготавливает, монтирует рекламные баннеры с информацией об ООО, обеспечивает освещение баннеров в вечернее и ночное время и пр.

Ежемесячно рекламораспространитель представляет акт об оказанных услугах и счет-фактуру.

Вправе ли ООО затраты на оплату указанных услуг отнести к расходам, учитываемым в целях исчисления налога на прибыль, на основании п. 4 ст. 264 НК РФ?

Вправе ли ООО принять «входной» НДС к вычету из бюджета на основании ст. 171 НК РФ?

2. Согласно трудовым договорам с работниками ООО организует и обеспечивает работников бесплатными горячими обедами. Стоимость бесплатных обедов в целях исчисления обязательных страховых взносов и НДФЛ включается в совокупный доход работника.

ООО заключило договор с индивидуальным предпринимателем на услуги по обеспечению горячим питанием, согласно которому предприниматель своими силами, из своего сырья изготавливает комплексные обеды, доставляет и обеспечивает на месте организацию процесса питания работников ООО. Стоимость услуг не облагается НДС.

Вправе ли ООО затраты на оплату указанных услуг отнести к расходам, учитываемым в целях исчисления налога на прибыль, на основании ст. 255 НК РФ?

Вправе ли ООО не уплачивать НДС со стоимости обедов в связи с тем, что услуги по организации питания работников оказывает сторонняя организация (индивидуальный предприниматель)?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

1. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На основании ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как установлено пп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.

Пунктом 4 ст. 264 Кодекса установлено, что к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 Кодекса относятся в том числе расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов. Данные расходы являются ненормируемыми.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона № 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Таким образом, расходы на рекламу с использованием баннеров могут быть учтены при исчислении налога на прибыль организаций.

2. Согласно ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников и предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В п. 4 ст. 255 Кодекса установлено, что к расходам на оплату труда в целях гл. 25 Кодекса относится, в частности, стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядке бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных услуг и иных подобных услуг).

При этом в п. 25 ст. 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами).

Таким образом, стоимость бесплатно предоставляемых обедов может быть учтена при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда при условии, что такое питание предусмотрено в трудовом договоре и (или) коллективном договоре в качестве оплаты труда.

Одновременно сообщаем, что ответ по вопросу о принятии «входного» НДС к вычету из бюджета будет направлен дополнительно.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. Разгулин