1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 509

<Об отдельных вопросах, возникающих при применении положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанного 15 сентября 2004 года*>

Министерство финансов РФ письмо от 20.09.2005 № 03-04-08/247
Налогоплательщик Российской Федерации ввозит с территории Республики Беларусь неукомплектованное оборудование. На территории Российской Федерации производится его доукомплектование и отправляется в Республику Беларусь с предъявлением только стоимости по доукомплектованию. Считается ли данная операция переработкой и освобождается ли от уплаты НДС неукомплектованное оборудование при ввозе на территорию Российской Федерации?

Освобождение от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, предусмотренное статьей 3 Соглашения (пункт 7 Раздела I Положения), применяется в отношении товаров, ввозимых с территории Республики Беларусь, для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 8 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — Таможенный кодекс) установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

При этом Соглашение не содержит норм, определяющих понятие «переработка».

Поэтому с учетом смысла положений пункта 2 статьи 8 Таможенного кодекса в этой части определения понятия «переработка» следует применять нормы таможенного законодательства.

Учитывая положения Таможенного кодекса, операции по переработке товаров включают:

1. Собственно переработку или обработку товаров.

Отличительный признак данной операции – потеря индивидуального характера товаров для переработки и используемых российских товаров и его сохранение в товарной продукции.

2. Изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку или разборку товаров.

Отличительный признак этой операции — сохранение основных черт товаров для переработки и используемых российских товаров в товарной продукции.

3. Ремонт товаров, в том числе их восстановление, замену составных частей, восстановление их потребительских свойств.

Отличительный признак операции — восстановление или замена поврежденных или изношенных товаров для переработки, устранение дефектов по рекламации.

4. Переработку товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.

Отличительный признак операции — использование иностранных товаров, содействующих или облегчающих производство товарной продукции, если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки. К таким товарам, например, относятся: катализаторы, флюсы, электроды, присадки.

Срок переработки товаров на территории Российской Федерации не должен превышать два года и должен быть завершен вывозом продуктов переработки с территории Российской Федерации.

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации для переработки налогоплательщиком в налоговый орган представляются следующие документы:

— отгрузочные и другие товаросопроводительные документы на товары для переработки (соглашения, в соответствии с которыми происходит ввоз товаров на территорию Российской Федерации для их переработки: договор на переработку или иной документ, подтверждающий намерения сторон, а также накладные, транспортные документы, спецификации, счета-фактуры, счета-проформы и т. д.);

— разрешения других государственных органов, если товары для переработки подлежат контролю этих органов;

— другие документы.

Таким образом, при соблюдении указанных выше условий операции по доукомплектованию оборудования могут быть отнесены к услугам по переработке и, следовательно, операции по ввозу неукомплектованного оборудования на территорию Российской Федерации освобождаются от уплаты НДС.

Включаются ли в налоговую базу при ввозе товаров все транспортные расходы, фактически уплаченные налогоплательщику Республики Беларусь (перевозчику), а также налогоплательщику Российской Федерации (перевозчику), который является плательщиком НДС и самостоятельно предъявляет покупателю и уплачивает НДС в бюджет?

В соответствии с пунктом 2 Раздела I Положения в налоговую базу по НДС включаются затраты на транспортировку и доставку ввезенных товаров. В том случае, если услуги по перевозке включают в себя НДС, то в налоговую базу по НДС при ввозе товаров включается стоимость данных услуг без НДС, уплаченного в стоимости услуг по перевозке. При этом суммы налога, уплаченные налогоплательщику Российской Федерации (перевозчику), подлежат вычету в порядке, предусмотренном статьями 171—172 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как правильно отразить налогоплательщику Российской Федерации в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налоговую базу и сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, учитывая наличие затрат на транспортировку и доставку товаров, а также то, что ввозятся товары, облагаемые налогом на добавленную стоимость по разным налоговым ставкам (10и 18%)? Имеет ли право налогоплательщик Российской Федерации на вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного по транспортным услугам?

В соответствии с положениями пункта 2 Раздела I Положения налоговая база определяется как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров, и подлежащих уплате акцизов.

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.

При определении стоимости приобретенных товаров в цену сделки включаются расходы, указанные в подпунктах «а»—«г» пункта 2 Раздела I Положения, если такие расходы не были включены в цену сделки.

Порядок взимания налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, являющимся неотъемлемой частью Соглашения. Принимая во внимание, что указанный протокол до настоящего времени в силу не вступил, налогообложение работ (услуг) налогом на добавленную стоимость производится исходя из места реализации работ (услуг), определяемого в соответствии с положениями статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Нлоговый кодекс).

С учетом изложенного в графе 6 заявления налогоплательщик указывает стоимость товаров, отраженных в товаросопроводительном документе налогоплательщика Республики Беларусь (продавца), указанном в графе 9 заявления.

В графе 7 заявления указываются расходы, принимаемые для определения налоговой базы, указанные в подпунктах «а»— «г» пункта 2 Раздела I Положения, если такие расходы не были включены в цену сделки и, следовательно, не были включены в стоимость товаров, указанную в графе 6 заявления.

Расходы, указанные в подпунктах «а»— «г» пункта 2 Раздела I Положения включаются в налоговую базу без налога на добавленную стоимость.

Если транспортировка товаров, облагаемых по разным ставкам налога на добавленную стоимость, осуществлялась на основании одного транспортного документа, то расходы, принимаемые для определения налоговой базы, указываются в заявлении распределенными по указанным группам товаров.

При этом расходы по доставке товаров, принимаемые для определения налоговой базы, включают в себя как расходы, понесенные на территории Республики Беларусь, так и на территории Российской Федерации.

Отражение в расходах принимаемых для определения налоговой базы и указываемых в графе 7 заявления, иных расходов, указанных в подпунктах «а»— «г» пункта 2 Раздела I Положения, если такие расходы не были включены продавцом в цену сделки, производится в аналогичном порядке. Перечень расходов, указываемых в графе 7 заявления и принимаемых для определения налоговой базы, приведенный в подпунктах «а»— «г» пункта 2 Раздела I Положения, является исчерпывающим.

Согласно пункту 2 раздела I Положения налоговая база определяется как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров.

В случае если товары ввозятся сторонними организациями, услуги по транспортировке и доставке могут облагаться НДС дважды: один раз при расчете за оказанные услуги, второй — при формировании налоговой базы по ввезенному товару. В рамках действующего Соглашения просим разъяснить порядок формирования налоговой базы и порядок применения налоговых вычетов в данной ситуации.

Порядок формирования налоговой базы и уплаты сумм НДС при ввозе товаров с территории Республики Беларусь установлен соответственно пунктами 2 и 5 Раздела I Положения.

При этом пунктом 8 Раздела I Положения установлено, что суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном статьями 171—172 Кодекса.

Что касается порядка налогообложения работ (услуг), то в соответствии со статьей 5 Соглашения порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом.

До вступления в силу указанного протокола налогообложение работ (услуг) налогом на добавленную стоимость производится исходя из места реализации работ (услуг) в соответствии со статьей 148 Кодекса.

В том случае если местом выполнения работ (оказания услуг) будет признана территория Российской Федерации, у налогоплательщика возникнет право на налоговый вычет в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Согласно Положению для целей уплаты налога на добавленную стоимость налоговая база определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров. Что следует понимать под указанной датой?

Моментом определения налоговой базы для организаций по указанным операциям считается дата принятия на учет ввезенных товаров, определяемая как дата отражения указанных операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, дата принятия на учет ввезенных товаров определяется по дате, указанной в первичных документах, подтверждающих исполнение обязанности налогоплательщика Республики Беларусь — продавца передать товар налогоплательщику Российской Федерации — покупателю или указанному им лицу.

Возможно ли в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отразить в одной строке сведения о товаре (наименование, количество товара, стоимость, расчет налоговой базы сумму налога и т. д.) и представления в налоговый орган реестра по поступлению товаров с приложением первичных документов в случае принятия на учет в одном месяце одного и того же товара, ввезенного на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь по одному контракту (договору), если имеет место большое количество поставок, так, в январе 2005 года поступило 600 вагонов с древесиной и ввезенный товар был принят на учет?

В случае принятия на учет в одном месяце одного итого же товара, ввезенного на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь по одному контракту (договору), если имеет место большое количество поставок, не допускается представление в налоговый орган реестра транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, а также реестра товаросопроводительных документов налогоплательщика Республики Беларусь.

* От редакции. Окончание. Начало см. в «ЭЖ Досье» № 41, с. 5.