О привлечении к налоговой ответственности за ненадлежащее оформление первичных документов

Министерство финансов РФ письмо от 09.06.2011 № 03-02-07/1-187
| официальная переписка | печать

Вопрос: У организации, применяющей УСН с объектом налогообложения "доходы", имеются товарные накладные по форме ТОРГ-12 без подписи и печати покупателей. Товар отправляется в регионы с помощью транспортно-экспедиционных организаций. В разумные сроки получить документы от некоторых покупателей не представляется возможным. Привлекается ли организация к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ?

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о применении ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.

Статьей 346.24 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Минфином России.

Согласно п. 1.1 Порядка заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (утв. Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н), указанные организации и индивидуальные предприниматели ведут Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Абзацем 2 п. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ предусмотрено, что своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, в том числе форма ТОРГ-12, утверждены Постановлением Госкомстата от 25.12.1998 N 132.

В связи с изложенным полагаем, что первичные учетные документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Статьей 120 Кодекса установлена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 Кодекса понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (абз. 3 п. 3 ст. 120 Кодекса).

Полагаем, что отсутствие оформленных надлежащим образом первичных учетных документов является основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 120 Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В. РАЗГУЛИН