О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий

Законопроект
Вид закона: Федеральный закон
Инициаторы: Правительство Российской Федерации
| законопроекты | печать

Статья 1

Статью 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 28, ст. 959; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 67; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2214; 2002, № 21, ст. 1918; 2008, № 24, ст. 2797) после слов «военных городков,» дополнить словами «жилые помещения, предоставленные по договору социального найма в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, лишившимся единственного принадлежащего им на праве собственности жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального характера, в том числе пожара, наводнения, иного стихийного бедствия,».

Статья 2

Дополнить Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3115) главой IV1 «Особенности осуществления отдельных видов страхования» следующего содержания:

«Глава IV1. Особенности осуществления отдельных видов страхования

«Статья 331. Особенности страхования имущества (жилых помещений) граждан

1.Страхование имущества (жилых помещений) граждан осуществляется посредством заключения договоров добровольного страхования страховщиками с собственниками, владельцами, пользователями жилых помещений на условиях программ защиты жилищных прав граждан с использованием механизма страхования, разработанных и утвержденных субъектами Российской Федерации (далее - программы), и (или) правил страхования, разработанных и утвержденных страховщиками, объединением страховщиков.

2. Программы в части использования механизма страхования должны обеспечивать:

1) добровольность участия граждан в страховании по программе;

2) страхование на случай утраты (полной гибели) жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального характера, в том числе пожара, наводнения, иного стихийного бедствия, наступление которых вероятно на территории субъекта Российской Федерации;

3) страхование жилого помещения на страховую сумму, рассчитанную исходя из общей площади жилого помещения и средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, установленной для этих целей нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не ниже определенной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и (или) реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а также иных факторов;

4) предоставление страхователям условий, предусматривающих их право на уплату страховых премий в рассрочку с использованием доступных для граждан, проживающих в регионе, методов оплаты, в частности по платежным документам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по почте, через кредитные организации, платежные терминалы и иные платежные системы, имеющиеся на территории субъекта Российской Федерации в непосредственной близости к страхователю, а также наличным расчетом с представителем страховщика (страховым агентом, страховым брокером);

5) заключение договора страхования одним из способов, предусмотренных программой, в том числе путем предоставления страхователю права признания адресованного ему страховщиком предложения о заключении договора страхования на указанных в нем условиях по программе (оферты) и выражения согласия на заключение договора страхования оплатой страхового взноса;

6) реализацию выбранного субъектом Российской Федерации способа финансового обеспечения расходов в рамках программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период;

7) определение лицом, в пользу которого заключен договор страхования (страхователем или выгодоприобретателем), - собственником жилого помещения формы возмещения убытков в случае утраты (полной гибели) жилого помещения путем: выплаты страховщиком страхового возмещения в валюте Российской Федерации или предоставления субъектом Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в собственность данному лицу другого жилого помещения (в случае его наличия в жилищном фонде субъекта Российской Федерации) при условии перечисления страховщиком по поручению страхователя в бюджет субъекта Российской Федерации суммы причитающегося к выплате страхового возмещения;

8) предоставление субъектом Российской Федерации в случае утраты (полной гибели) жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, нанимателю, в пользу которого заключен договор страхования (страхователю или выгодоприобретателю), другого жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации при условии перечисления страховщиком по поручению страхователя в бюджет субъекта Российской Федерации суммы причитающегося к выплате страхового возмещения.

3. Перечень страховых рисков, размер страховой суммы, объем и порядок распределения ответственности по возмещению убытков за утраченное (погибшее) жилое помещение между страховщиками и субъектом Российской Федерации, порядок предоставления финансового обеспечения в дополнение к страховым выплатам, порядок получения пострадавшими возмещения убытков определяются субъектом Российской Федерации в программе самостоятельно с учетом минимальных (стандартных) требований к условиям страхования в рамках программ и порядка их реализации, установленных Правительством Российской Федерации и предусматривающих, в частности, особенности страхования жилого дома, квартиры и иных видов жилых помещений, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации вправе в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год и плановый период, расширять в программах контингент страхователей, перечень объектов страхования, страховых рисков, включая риски повреждения жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, риски утраты (полной гибели) или повреждения жилого помещения в результате иных событий, в том числе неправомерных действий третьих лиц, риски гражданской ответственности страхователя, распределять ответственность по возмещению убытков между участниками программы.

4. Орган страхового надзора вправе устанавливать требования к страховщикам, участвующим в программах, с учетом количества страховщиков, осуществляющих страховую деятельность на территории субъекта Российской Федерации, соблюдения ими требований финансовой устойчивости и платежеспособности в целях обеспечения выполнения ими обязательств по программам и обеспечения доступности страхования жилых помещений граждан в субъекте Российской Федерации.

5. Методика проведения экспертизы поврежденного имущества, в том числе порядок признания жилого помещения непригодным для проживания специально создаваемой для этих целей комиссией с участием представителя страховщика, застраховавшего жилое помещение, методика оценки ущерба, определения размера страхового возмещения, исходя из средней стоимости восстановления одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации и иных факторов, а также основания для отказа в осуществлении страховой выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

6. В целях реализации программы страховщики имеют право на информационное взаимодействие с органами государственной власти и организациями субъектов Российской Федерации и получение от них не содержащей персональных данных информации о расположенных на территории субъекта Российской Федерации жилых помещениях, их стоимости.

7. Страховщики при осуществлении добровольного страхования имущества на основании договора страхования и правил страхования учитывают особенности, определенные в пунктах 2, 3 и 5 настоящей статьи, и обеспечивают страховую защиту в объеме не ниже установленного настоящей статьей.

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284; 2010, № 21, ст. 2529; № 31, ст. 4192; 2011, № 1, ст. 24, ст. 54; 2012, № 14, ст. 1549; 2013, № 7, ст. 610; № 27, ст. 3450) следующие изменения:

1) статью 3 дополнить абзацем пятым следующего содержания:

«разделение бремени риска случайной гибели имущества граждан в результате чрезвычайной ситуации между средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средствами страховых резервов страховых организаций, средствами граждан и иных лиц;»;

2) статью 4 дополнить абзацем тринадцатым следующего содержания:

«координация и информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и страховых организаций при осуществлении страхования имущества (жилого помещения) граждан от риска его утраты (полной гибели) в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального характера в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации;»;

3) в подпункте «з» статьи 10 слова «оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера» заменить словами «финансирования из федерального бюджета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также софинансирования из федерального бюджета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального характера с учетом наличия у граждан действующего на момент чрезвычайной ситуации договора страхования имущества (жилого помещения)»;

4) в статье 18:

а) в пункте 1:

абзац седьмой дополнить словами «, в том числе с использованием механизма страхования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«на реализацию жилищных прав с использованием механизма страхования имущества (жилого помещения) от риска его утраты (полной гибели) в результате чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального характера на условиях программы защиты жилищных прав граждан с использованием механизма страхования;»;

б) пункт 2 дополнить словами «с учетом наличия у них действующего на момент чрезвычайной ситуации договора страхования имущества (жилого помещения)»;

5) абзацы первый и второй статьи 21 после слов «на водных объектах,» дополнить словами «страхования от рисков чрезвычайных ситуаций,».

Статья 4

Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005; 2003, № 27, ст. 2709; 2005, № 1, ст. 17, 25; 2006, № 1, ст. 10; № 23, ст. 2380; № 30, ст. 3287; № 31, ст. 3452; № 44, ст. 4537; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 21; № 13, ст. 1464; № 21, ст. 2455; № 30, ст. 3747, 3805, 3808; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3613, 3616; № 48, ст. 5516; № 52, ст. 6236; 2009, № 29, ст. 3612; № 48, ст. 5711; № 51, ст. 6163; 2010, № 15, ст. 1736; № 31, ст. 4160; № 41, ст. 5190; № 46, ст. 5918; № 47, ст. 6030, 6031; № 49, ст. 6409; № 52, ст. 6984; 2011, № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4283; № 30, ст. 4572, 4590, 4594; № 48, ст. 6727, 6732; № 49, ст. 7039, 7042; № 50, ст. 7359; 2012, № 10, ст. 1158, 1163; № 18, ст. 2126; № 31, ст. 4326; № 50, ст. 6957, 6967; № 53, ст. 7596; 2013, № 14, ст. 1663; № 19, ст. 2331; № 23, ст. 2875, 2876, 2878; № 27, ст. 3470, 3477; № 40, ст. 5034; № 43, ст. 5454) дополнить подпунктом 5.2 следующего содержания:

«5.2) разработки и утверждения программ защиты жилищных прав граждан с использованием механизма страхования».

Статья 5

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2006, № 1, ст. 10; 2007, №1, ст. 13; № 43, ст. 5084; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 23, ст. 2776; № 49, ст. 5711; 2010, № 31, ст. 4206; 2011, № 23, ст. 3263; № 30, ст. 4590; 2012, № 26, ст. 3446; № 53, ст. 7596; 2013, № 14, ст. 1646) следующие изменения:

1) статью 12 дополнить пунктом 16.7 следующего содержания:

«16.7) правовое регулирование, методическое и информационное обеспечение организации и реализации программ защиты жилищных прав граждан с использованием механизма страхования;»;

2) в статье 13:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:»;

б) дополнить пунктом 8.3 следующего содержания:

«8.3) утверждение программ защиты жилищных прав граждан с использованием механизма страхования с учетом минимальных (стандартных) требований, установленных Правительством Российской Федерации;»;

в) дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе:

1) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год и плановый период, расширять в программах защиты жилищных прав граждан с использованием механизма страхования контингент страхователей, перечень объектов страхования, страховых рисков, включая риски повреждения жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, риски утраты (полной гибели) или повреждения жилого помещения в результате иных событий, в том числе неправомерных действий третьих лиц, риски гражданской ответственности страхователя;

2) предоставлять гражданам, лишившимся принадлежащего им на праве собственности или предоставленного по договору социального найма единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального характера, в том числе пожара, наводнения, иного стихийного бедствия, и не имевшим на момент наступления указанного события договора страхования жилого помещения от указанных рисков, другое жилое помещение по договору найма жилого помещения в жилищном фонде некоммерческого использования, а в случае, если указанные граждане признаны или имеют основания быть признанными малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, - по договору социального найма в порядке, установленном настоящим Кодексом, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.»;

3) пункт 2 части 3 статьи 67 дополнить словами «выбранным способом (например, посредством его страхования)»;

4) статью 73 дополнить абзацем следующего содержания:

«Обмен жилых помещений, предоставленных на основании пункта 2 части 2 статьи 13 настоящего Кодекса, не допускается.»;

5) часть 1 статьи 137 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8) выбирать способ страховой защиты имущественных интересов собственников жилья в отношении общего имущества в многоквартирном доме.»;

6) статью 155 дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. Платежный документ помимо платы за жилое помещение и коммунальные услуги может содержать акцепт оферты - адресованного страховщиком страхователю предложения о заключении договора добровольного страхования жилого помещения на определенных условиях страхования, включающих порядок уплаты страховых взносов, их размер и порядок вступления договора страхования в силу.».

Статья 6

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после официального опубликования.

Президент

Российской Федерации