Налоговый учет расходов по запоздалым документам

| консультации | печать
Документы об оказании нашей организации услуг и о поставке нам товаров были оформлены в 2015 г., но получили мы их только в 2016 г. Имеем ли мы право учесть их в расходах в налоговом учете? Если да, то как и в каком периоде? Следует ли их отражать как убытки прошлых периодов, выявленные в текущем году? Товары были проданы и услуги были использованы в 2015 г.

В рассматриваемой ситуации можно говорить о неотфактурованных поставках товаров и о документально не подтвержденном получении услуг в 2015 г.

Полученные товары реализовывались, а полученные услуги использовались в 2015 г. Однако расходы на приобретение этих товаров и услуг нельзя было учесть при расчете налога на прибыль, поскольку не выполнялось условие п. 1 ст. 252 НК РФ о документальной подтвержденности расходов. Таким образом, налоговая база по налогу на прибыль 2015 г. была завышена.

При искажении налоговой базы с завышением налога к уплате в бюджет налогоплательщик имеет право, но не обязан подать уточненную декларацию за тот период, в котором имело место завышение (ст. 81 НК РФ).

После получения документов, подтверждающих поступление товаров и получение услуг, у организации есть два варианта действий:

1) можно учесть расходы в налоговой базе того периода, в котором купленные товары были реализованы или услуги были фактически получены (абз. 2 п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 272, ст. 320 НК РФ). Причем за этот период представляется уточненная декларация по налогу на прибыль;

2) можно учесть расходы в налоговой базе текущего периода (периода выявления искажения налоговой базы), то есть непосредственно на дату поступления документов. Соответственно, будет скорректирован налог на прибыль текущего периода, и уточненные декларации за прошлые периоды подавать не нужно (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ). При этом расходы учитываются не как прочие или внереализационные расходы, а как уменьшающая доходы от реализации покупная стоимость товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ) и материальные расходы по использованным в деятельности услугам (подп. 5 и 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

При любом варианте расходы по поступившим документам не следует признавать в качестве убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде, которые приравниваются к внереализационным расходам (подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ). Такой вывод подтверждается арбитражной практикой. Судьи считают, что нормы подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ должны применяться лишь к тем ситуациям, когда период возникновения выявленных расходов неизвестен. Соответственно, во всех других ситуациях расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, должны отражаться в налоговом учете с соблюдением требований ст. 54 и 272 НК РФ (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 09.09.2008 № 4894/08, ФАС Уральского округа от 04.02.2009 № Ф09-157/09-С3). А в рассматриваемой ситуации период возникновения расходов как раз известен.