1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 603

Как правильно учесть дотации

Организация занимается оказанием услуг ЖКХ населению. В соответствии с условиями договоров с территориальными управлениями департамента социальной защиты населения, труда и занятости последние обязаны предоставлять организации бюджетные дотации, направленные на частичное возмещение фактических расходов организации, связанных с применением установленных государством льгот по коммунальным тарифам при расчетах с гражданами за услуги ЖКХ. Налоговые органы возвращают нам НДС, начисленный на излишнюю выручку. Организация применяет систему отражения в бухгалтерском учете операций по получению и использованию дотаций из бюджета, приведенную в таблице. Правильную ли систему проводок использует наша организация?

Схема проводок по отражению дотаций, применяемая организацией

N
п/п

Содержание операции

Бухгалтерская проводка

Примечание

Дебет

Кредит

1

Начислен доход от оказания услуг ЖКХ

62/1

90/1

По базовым тарифам без учета льгот

2

Начислен НДС на доход от оказания услуг ЖКХ

90/3

68/2

3

Списаны на себестоимость стоимость реализованной электроэнергии, тепла и т.п., а также затраты на оказание услуг ЖКХ

90/2

20, 41

По фактическим расходам

4

Получены бюджетные дотации

51

76/5

В соответствии с представленными в органы социальной защиты данными о льготах

5

Полученные дотации зачтены в уменьшение расчетов с соответствующими потребителями услуг ЖКХ

76/5

62/1

6

После подтверждения правомерности применения льгот по тарифам ЖКХ на сумму НДС, начисленную на "дотированную" часть коммунальных тарифов (согласно п. 2 ст. 154 НК РФ)

90/3
(сторно)

68/2
(сторно)

С представлением в налоговый орган уточненной
декларации

Приведенная, по мнению автора, в вопросе схема проводок не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства РФ. Основные замечания здесь следующие.

Во-первых, согласно применяемой схеме получается, что бюджетные дотации вашей организации выделяются на частичную оплату коммунальных услуг за отдельные категории граждан. Однако согласно условиям договоров с территориальными органами социальной защиты населения бюджетные дотации выделяются на частичное возмещение фактических затрат организации, связанных с предоставлением данным гражданам льгот. Поэтому уменьшение дебиторской задолженности организации (счет 62/1) на суммы полученных дотаций неправомерно.

Во-вторых, предоставление бюджетных дотаций является разновидностью государственной помощи, порядок отражения которой в бухгалтерском учете регламентирован ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

Согласно п. 3 ПБУ 13/2000 оно не применяется "в отношении экономической выгоды, связанной с применением государственных цен и тарифов". Иными словами (согласно комментариям А.С. Бакаева), ПБУ 13/2000 не рассматривает в качестве государственной помощи регулирование цен по Перечням продукции производственно-технического назначения, товарам народного потребления и услугам (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"). Сюда, в частности, относятся электро- и теплоэнергия. При этом речь идет о бюджетных средствах, выделяемых на компенсацию тарифов на электроэнергию, т.е. на суммы льгот, предоставляемых отдельным категориям населения по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно же условиям ваших договоров с органами социальной защиты населения бюджетные средства выделяются не на компенсацию тарифов гражданам, а на возмещение фактических расходов организации, связанных с применением установленных государством льгот по коммунальным тарифам при расчетах с гражданами за услуги ЖКХ.

В этой связи ваша организация, по мнению автора, должна при отражении данных операций в бухгалтерском учете следовать требованиям п. 10 ПБУ 13/2000 <*>. Иначе говоря, бюджетные средства, поступающие в возмещение расходов, понесенных в прошлые периоды, должны отражаться в бухгалтерском учете как прочие доходы отчетного периода.

--------------------------------
<*> Согласно п. 10 ПБУ 13/2000 "бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы".

В-третьих, организация в полном соответствии с условиями договоров, а также с требованиями п. 2 ст. 154 НК РФ <**> позиционирует цель получаемых дотаций как возмещение фактических расходов, связанных с применением льгот по коммунальным тарифам, что подтверждается возвратом налоговыми органами НДС, излишне начисленного на сформированную без учета льгот выручку.

--------------------------------
<**> Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом сами суммы указанных субвенций (субсидий) или льгот при определении налоговой базы по НДС не учитываются.

Применяемая же организацией схема отражения операций по получению и использованию бюджетных средств в рамках компенсации фактических расходов организации в связи с применением льгот по услугам ЖКХ необоснованно предусматривает погашение ее дебиторской задолженности по счету 62/1.

Напомним, что согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), включаются в налоговую базу по НДС.

Таким образом, при применении приведенной в вопросе схемы проводок возникает риск начисления НДС на суммы полученной государственной помощи.

Эти опасения подтверждаются и выводами, сделанными в Письме Минфина России от 16.08.2003 N 04-03-11/62 "О применении НДС при реализации тепловой энергии". В Письме говорится следующее. В случае выделения налогоплательщику из бюджетов всех уровней денежных средств для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются.

В случае же выделения налогоплательщику из соответствующих бюджетов денежных средств на покрытие разницы между государственной регулируемой и отпускной ценой товаров (работ, услуг) в счет увеличения доходов данная сумма включается в налоговую базу по НДС.

В-четвертых, организацией сторнирован только НДС, начисленный на "дотируемую" часть тарифов на услуги ЖКХ, а выручка для целей налогообложения прибыли организации на разницу между рассчитанной по базовому и льготным тарифами не уменьшалась.

Однако фактически реализация в конечном счете была частично произведена не по базовому тарифу, как показано в бухгалтерском и налоговом учете организации, а по тарифам с учетом предоставленных государством льгот.

Таким образом, организация должна уменьшить на суммы определенных государством льгот свою облагаемую базу по налогу на прибыль в части выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Учитывая вышеперечисленные замечания порядок отражения анализируемых операций, по мнению автора, должен быть следующим.

Схема проводок по отражению дотаций, предложенная автором ответа

N
п/п

Содержание операции

Бухгалтерская проводка

Примечание

Дебет

Кредит

1

Начислен доход от оказания услуг ЖКХ

62/1

90/1

По базовым тарифам без учета льгот

2

Начислен НДС на доход от оказания услуг ЖКХ

90/3

68/2

3

Списаны на себестоимость стоимость реализованной электроэнергии, тепла и т.п., а также затраты на оказание услуг ЖКХ

90/2

20, 41

По фактическим расходам

4

Начислены дотации на частичное уменьшение фактических расходов организации на предоставление услуг ЖКХ отдельным потребителям по льготным тарифам

76/5

91/1

В соответствии с представленными в органы социальной защиты данными о льготах

5

Получены бюджетные дотации

51

76/5

6

После подтверждения правомерности применения льгот по тарифам ЖКХ на их сумму уменьшаются выручка организации, а также начисленный на нее НДС (согласно п. 2 ст. 154 НК РФ)

62/1
(сторно)
90/3
(сторно)

90/1
(сторно)
68/2
(сторно)

С представлением в налоговый орган уточненной декларации