Организация применяет УСН: как учесть расходы на приобретение помещения

| консультации | печать
Может ли организация поставить в расход при УСН полностью стоимость приобретенного помещения, которое будет использоваться для предпринимательской деятельности?

Для того чтобы появилось право уменьшить налогооблагаемые доходы в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у налогоплательщика должен быть выбран объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» в соответствии со ст. 346.14 НК РФ. В этом случае при определении налоговой базы полученную выручку организация вправе будет уменьшить на сумму произведенных затрат (п. 2 ст. 346.18 НК РФ). Приобретая помещение в период применения УСН, его принимают к учету по первоначальной стоимости, которая в соответствии с абз. 9 п. 3 ст. 346.16 НК РФ определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» 
( с 1 января 2012 г. — в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете).Чтобы воспользоваться правом отражения в расходах затрат на приобретение помещения, которое является объектом основных средств, необходимо выполнить четыре обязательных условия.

Первое. Помещение одновременно должно быть введено в эксплуатацию (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ) и фактически использоваться в вашей предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 256, п. 4 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Второе. Затраты, связанные с приобретением помещения, должны быть оплачены (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Третье. Сами расходы должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть быть обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Четвертое. Необходимо документально подтвердить факт подачи документов для регистрации прав на объект основных средств (абз. 12 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Для этого должна быть в наличии расписка территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) о получении документов с указанием даты их представления (п. 6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Данное правило не применяется к тем основным средствам, которые введены в эксплуатацию до 31 января 1998 г. (абз. 12 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Без выполнения хотя бы одного из названных условий учесть затраты на приобретение помещения организация не вправе.

Что касается порядка списания расходов при применении УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», при их списании необходимо руководствоваться нормами абз. 8 п. 3 ст. 346.16 НК РФ и подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ. То есть нужно будет списывать расходы равными долями в течение налогового периода (года) и отражать их в последнее число отчетного периода (квартала) в размере фактически уплаченных сумм.

Например, в мае 2012 г. организация приобрела за 600 000 руб. помещение и приняла его на учет (документы для регистрации права на объект основных средств (помещения) поданы), а оплатила его в июле 2012 г. Право на признание расходов у организации возникает только тогда, когда выполнены все условии для признания расходов. Поэтому при их списании налоговая база по УСН будет уменьшаться на расходы ежеквартально и равномерно по 300 000 руб. (600 000 руб. : 2) на 30 сентября и 31 декабря 2012 г.

Если оплату за помещение организация произвела частями (например, в рассрочку), затраты включаются в расходы равномерно в размере фактически уплаченных сумм (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Таким образом, в соответствии с нормами налогового законодательства поставить в расход стоимость приобретенного помещения можно полностью при соблюдении рассмотренного выше порядка.