1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 1505

Нелегитимная эмиссия

ЗАО по решению единственного акционера в марте 2010 г. увеличило уставный капитал путем размещения дополнительных акций с нарушением процедуры, установленной законодательством, а именно:
•    решение о размещении дополнительных акций и решение о выпуске не утверждались в установленном порядке; решение о выпуске и отчет об итогах выпуска дополнительных акций не регистрировались в ФСФР России;
•    в устав ЗАО были внесены изменения о новом размере уставного капитала, включающем номинальную стоимость дополнительных акций, эти изменения зарегистрированы в ЕГРЮЛ;
•    денежные средства за дополнительные акции фактически были уплачены обществу единственным акционером, учтены в бухгалтерском учете ЗАО как средства уставного капитала и вложены в производство.
Выпуск акций при учреждении ЗАО и отчет об итогах выпуска были зарегистрированы в надлежащем порядке в 2004 г. Как сейчас можно исправить сложившуюся ситуацию, а именно «узаконить» незарегистрированную эмиссию и оплату дополнительных акций?

Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о РЦБ) акция является эмиссионной именной ценной бумагой. Процедура эмиссии ценных бумаг закреплена в п. 1 ст. 19 указанного нормативного акта.

Документы на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг должны быть представлены не позднее трех месяцев с даты утверждения соответствующего решения о выпуске (п. 2.4.8 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н).

Однако из нормативно-правовых актов не следует, что период, установленный для госрегистрации дополнительного выпуска, является пресекательным и истечение срока подачи заявления лишает акционерное общество права представить документы для регистрации.

Статья 21 Закона о РЦБ, содержащая закрытый перечень оснований для отказа в госрегистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, такого пункта не содержит. Этот вывод подтверждается практикой (п. 2 Обзора практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным, доведенного до сведения информационным письмом Президиума ВАС РФ от 23.04.2001 № 63 (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2009 № А33-11276/2008-Ф02-1249/2009)).

Поскольку в рассматриваемом случае дополнительная эмиссия была проведена с нарушением указанных норм законодательства, велика вероятность привлечения виновных лиц к административной ответственности. Но в зависимости от обстоятельств представление обществом документов в ФСФР России с незначительным нарушением установленного срока может быть квалифицировано судом как малозначительное правонарушение (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2008 № А05-7461/2007).

В то же время в постановлении от 12.07.2007 № А56-1615/2007 ФАС Северо-Западного округа не признал малозначительным правонарушением предоставление организацией документов для регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска с пропуском срока более чем на 30 дней.

Вместе с тем, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о ценных бумагах составляет год со дня совершения правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Поэтому если с момента окончания трехмесячного срока, установленного для представления документов на госрегистрацию дополнительной эмиссии ценных бумаг, прошло больше года, привлечь эмитента к ответственности за нарушение срока представления документов уже нельзя.

В рассматриваемой ситуации эмитент совершил и другое нарушение: разместил акции до государственной регистрации их выпуска. Его следует считать совершенным по окончании размещения акций.

Следовательно, по истечении годичного срока для привлечения к административной ответственности эмитент также не может быть наказан по ст. 15.17 КоАП РФ. Это означает, что при условии истечения срока давности для привлечения к административной ответственности организация к указанному виду ответственности привлечена быть не может. Сам по себе пропуск срока для представления документов на регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг не является основанием для отказа в их принятии.

В силу ст. 26 Закона о РЦБ регистрирующему органу предоставлено право отказать в регистрации выпуска, признать его несостоявшимся или приостановить эмиссию в случаях обнаружения допущенных эмитентом нарушений предусмотренной законом процедуры (недобросовестной эмиссии).

Что здесь соответствует требованиям законодательства, так это оплата акций, производимая после регистрации дополнительной эмиссии. Следует помнить, что отступая от установленного порядка эмиссии, акционерное общество должно быть готово к возможным негативным последствиям в виде исков о признании выпуска акций недействительным и отстаиванию своих интересов в судебном порядке.