1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать | 1808

«Инвалидное» трудоустройство

Среднесписочная численность сотрудников в нашей компании, расположенной в Москве, — более 100 человек. Обязывает ли нас законодательство создавать рабочие места для инвалидов в рамках закрепленной квоты? Как ее рассчитать? Предусмотрена ли ответственность за несоблюдение квоты?

Да, вы обязаны трудоустроить инвалидов в пределах квоты.

Все организации, численность работников которых превышает 100 человек, обязаны создавать рабочие места для инвалидов по установленной квоте. Ее конкретный размер определяют регионы в рамках, очерченных федеральным законодательством, но не менее 2% и не более 4% (ст. 21 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», далее — Закон № 181-ФЗ).

В Москве квота для приема на работу инвалидов — 2% среднесписочной численности работников (Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест», далее — Закон № 90).

В Законе № 90 установлена общая квота для трудоустройства инвалидов и молодежи (несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые (ч. 1 ст. 2)). Она составляет 4%, из которых 2% приходится на инвалидов и 2% — на молодежь. Если количество принятых на работу инвалидов превысит 2% среднесписочной численности работников, квота для приема молодежи соразмерно уменьшится, но не наоборот.

Порядок расчета квоты

Работодатель самостоятельно рассчитывает количество инвалидов, которых он должен принять в счет квоты, исходя из среднесписочной численности работников (ст. 21 Закона № 181-ФЗ).

Численность рассчитывается по форме № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденной приказом Росстата от 26.08.2009 № 184. Она определяется путем суммирования среднесписочной численности сотрудников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12. В свою очередь, среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля — по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), а также выполнении квоты работодатель должен ежемесячно представлять в органы занятости (п. 3 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ и п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Региональные нормативные акты могут устанавливать дополнительные обязанности по представлению отчетности. В частности, в Москве такие сведения необходимо ежеквартально подавать еще и в Центр квотирования рабочих мест (ч. 4 ст. 4 Закона № 90, п. 2.9 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП).

Штрафы

Отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).

Дополнительно к этой ответственности региональные власти могут установить ответственность за несоблюдение требований по квотам.

В столице, в частности, за невыполнение обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 3000 до 5000 руб., организация — от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

Работодатель, не представляющий в органы службы занятости информацию о выполнении квоты, может быть привлечен к ответственности по ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

Указанной нормой КоАП РФ установлена административная ответственность в виде предупреждения либо штрафа: для должностного лица от 300 до 500 руб., для юридического — от 3000 до 5000 руб.