Бензин и цены

(как частный вопрос высветил общую проблему)
| статьи | печать

ФАС: наступление на монополии продолжается

Федеральная антимонопольная служба России предприняла очередную попытку в борьбе с ценовым диктатом монополий на розничном рынке нефтепродуктов. В отдельных регионах присутствие вертикально интегрированных нефтяных компаний на рынке топлива через собственные сети АЗС достигает 50-60%. По замыслу ФАС эта величина не должна превышать 35%, для чего необходимо создавать региональные независимые сети АЗС. Однако переориентация на них НПЗ (принадлежащих зачастую крупнейшим ВИНК), наверняка требующая серьёзного административного ресурса, неизбежные «стартовые» издержки (организационные, технологические, финансовые) могут спровоцировать ценовой рост и отрицательно повлиять на качество бензина.

В ближайшие месяцы ФАС, Минэнерго и Минэкономразвития должны совместно выработать и согласовать будущую формулу расчёта цены топлива, реализуемого на внутреннем рынке.

Аналитический центр еженедельника «ЭКОНОМИКА и ЖИЗНЬ» обратился к читателям с вопросом: «Удастся ли Правительству и законодателям в это раз справиться с неоправданным завышением цены на топливо на внутреннем рынке? И в чём неистребимая причина столь высоких цен?»

Большинство респондентов (85%) убеждены,что в нынешних условиях власти не под силу борьба с завышенными ценами на топливо на внутреннем рынке. И только 5% опрошенных не потеряли надежду на властный ресурс. Причину высоких цен видят в заинтересованности (читай: коррумпированности) чиновников (84%), неэффективных действиях государственных органов в вопросах ценообразования при изменении мировой конъюнктуры (59%), монополизме и недостаточной горизонтальной конкуренции между производителями топлива (23%), продавцами топлива (20%), поставщиками сырья (21%). На высокую долю налогов и акцизов в цене на топливо указали (16%), дефицит современных нефтеперерабатывающих заводов отметили 13% опрошенных. Ни один из респондентов не указал на нехватку АЗС.

Факты – вещь упрямая

С точки зрения экономических законов бензин не отличается от большинства других товаров, предназначенных для розничной продажи. Но вот уже много лет «антимонопольная рука» ФАС и «невидимая рука» рынка не могут обуздать ценовую политику «топливных баронов». Почему? Проведём небольшой сравнительный анализ. Используя данные Росстата, рассчитаем относительные изменения стоимости различных марок бензина и фиксированного набора потребительских товаров и услуг в 2002-2008 годах в целом по России.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в целом по Российской Федерации, рублей

(в потребительский набор, разработанный Росстатом для наблюдения
за ценами, входят товары и услуги 83 наименований)

Годы

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Декабрь

3196,74

3577,03

4091,08

4709,7

5231,3

6068,25

6973,6

Стоимость бензина на конец периода, руб./л

Годы

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

АИ-80

7,58

9,06

12,46

14,32

15,75

17,01

17,41

АИ-92

9,8

11,29

14,41

16,79

18,68

20,31

20,11

АИ-95

10,97

12,49

15,54

18,02

20,15

21,90

22,84

Относительное изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг на конец периода, %

2003/2002

2004/2003

2005/2004

2006/2005

2007/2006

2008/2007

Ср.зн.

10,6

12,5

13,1

9,9

13,7

12,9

12,12

Относительное изменение стоимости бензина
на конец периода, %

2003/2002

2004/2003

2005/2004

2006/2005

2007/2006

2008/2007

Ср.зн

АИ-80

16,3

27,2

12,9

9,0

7,4

2,2

12,5

АИ-92

13,1

21,6

14,1

10,1

8,0

-0,9

11,0

АИ-95

12,1

19,8

13,7

10,5

4,9

4,1

10,85

Таким образом, среднее значение ежегодного относительного изменения стоимости фиксированного набора товаров и услуг в 2002-2008 годах составило 12,12%. Близко к нему изменялся и аналогичный показатель для розничной цены на бензин – от 10,85% (АИ-95) до 12,5% (АИ-80).

Следовательно, столь возмущающий общество неоправданный рост бензиновых цен вполне соответствует общей динамике ценообразования в розничной торговле. А вот фиксированный набор Росстата из 83-х товаров и услуг ничуть не более дружелюбен к кошелькам граждан. Но причины, определяющие стоимостные особенности бензина и фиксированной корзины товаров и услуг в изучаемых сегментах рынка, – различны.

Причины и следствия

С середины 90-х годов порядка десяти крупнейших российских компаний ТЭКа контролируют до 90% всей нефтедобычи и до 80% первичной нефтепереработки. Это предопределило первоначальный раздел сырьевого и перерабатывающего рынков, логику последующего развития и проникновения в функционально зависящие отрасли экономики, включая розничный рынок топлива.

И если экспортная выручка ВИНК зависит от мировых цен на нефть, то «бензиновый доход» во многом обеспечивается их монопольным положением на отечественном топливном рынке. В итоге не зависящие от международных котировок, оптовые цены на нефтепродукты в России оказываются выше, чем на мировых товарных рынках. Не удивительно, что глубокое (в разы) падение биржевых нефтяных цен обернулось в России – после длительного административного нажима – менее чем 20%-м снижением стоимости бензина.

В отличие от монополизированного топливного рынка на розничном рынке товаров и услуг ситуация иная. Конкуренция многочисленных компаний – крупных, средних и малых – объективно содействует снижению розничных цен. Однако позитивное влияние конкуренции существенно нивелируется совокупностью факторов, «кошмарящих» бизнес-издержками по преодолению административно-коррупционных барьеров, всевозможными налогами и поборами «местного разлива» и др.

Что в итоге?

Вопрос о действенности, несомненно, актуальных предложений ФАС остаётся открытым. При всех недостатках, искажениях и диспропорциях российской экономики рыночные механизмы формируют общие закономерности ценообразования и близкие тренды изменения цен для групп товаров, что и объясняет полученный результат. Вряд ли целесообразно демонизировать «топливный вопрос», во многом порождённый монополизмом и отсутствием рыночной конкуренции, и обращать существенно меньшее внимание на «фиксированную корзину», цена которой впрямую зависит от множества открытых и завуалированных коррупционных издержек. Как не вспомнить грабительские тарифы ЖКХ и ценовой беспредел на рынке лекарств. В своей совокупности – это составляющие фундаментальных системных проблем российской экономики, в принципе не допускающих решений «по отдельности» в силу идентичности объединяющих их причин.

Коррупция, монополизм, неэффективная политика ценообразования в топливной сфере (и не только!), выделенные в ответах абсолютного большинства респондентов, – тревожный диагноз для перспектив провозглашённой руководством страны стратегии всесторонней модернизации и формирования инновационной экономики. Но это уже совсем другая тема.