Сервитут или договор?

| статьи | печать

Отношения владельцев подъездных железнодорожных путей необщего пользования при организации проезда по ним регулируются не установлением сервитута, а заключением договора в соответствии со ст. 60 Устава железнодорожного транспорта РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 № 13138/09).

В судебной практике отсутствует единообразие в толковании и применении арбитражными судами тех норм права, которые касаются возможности установления сервитута на железнодорожные пути необщего пользования.

При рассмотрении подобных дел одни арбитражные суды приходят к выводу о допустимости установления сервитута на железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие одному лицу, в целях получения владельцем других железнодорожных путей необщего пользования доступа к железнодорожным путям общего пользования (постановления ФАС Уральского округа от 20.05.2008 А60-15651/2007 и Восточно-Сибирского округа от 07.05.2008 № А78-6341/2006-С1-6/231).

Другие суды считают, что отношения владельцев железнодорожных путей необщего пользования должны разрешаться путем заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути в порядке, предусмотренном ст. 60 Устава железнодорожного транспорта РФ (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.08.2006 № А43-43136/2005-17-1166).

Одно из таких дел недавно рассмотрел ВАС РФ.

Общество — владелец железнодорожных путей необщего пользования заключило с контрагентом договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь. Однако это невозможно без использования железнодорожных путей, принадлежащих третьему лицу. Общество направило этому лицу предложение заключить соглашение об установлении сервитута на принадлежащие ему железнодорожные пути и проект такого соглашения.

Не получив ответ, общество обратилось с заявлением в суд о предоставлении права ограниченного пользования на часть железнодорожных путей.

Суды всех инстанций отказали обществу в удовлетворении исковых требований.

По смыслу ст. 274 ГК РФ необходимым условием установления сервитута является отсутствие возможности обеспечить потребности заинтересованного лица иным способом. В соответствии с п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“» заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если он обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом.

Исходя из этого суды пришли к выводу, что общество могло реализовать право проезда на принадлежащий ему железнодорожный путь через железнодорожный путь, принадлежащий третьему лицу, в порядке, предусмотренном ст. 60 Устава железнодорожного транспорта РФ, однако никаких мер к заключению такого договора не предприняло. Доказательств, подтверждающих невозможность заключить договор или свидетельствующих об уклонении третьего лица от его заключения, представлено не было.

Президиум ВАС РФ этот вывод судов поддержал.

Таким образом, если есть необходимость организовать проезд по железнодорожным путям, нужно обратиться к собственнику с предложением заключить договор на их эксплуатацию. И только получив отказ, можно обращаться в суд за установлением сервитута.