Доктрина о развитии протекционизма в России

| статьи | печать

Президент Дмитрий Медведев утвердил Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации. Во всем цивилизованном мире смысл безопасности — обеспечение доступа граждан к пище. Похоже, что основной смысл Доктрины — узаконить банальный протекционизм.

Согласно параметрам Доктрины в стране должно производиться не менее 95% потребляемой молочной продукции, 95 — зерна, 85 — мяса, 80% — рыбы. В целом отечественные производители должны обеспечивать 85% необходимого стране продовольствия. Доктрина, по мнению многих экспертов, может стать идеологическим обоснованием ограничения импорта продовольствия. «Ее основной смысл — поддержка доли отечественного производителя продуктов без оглядки на интересы потребителя», — говорят многие российские аналитики.

Небезынтересно понять, что принято подразумевать под термином «продовольственная безопасность».

 

Особенности национальной проднезависимости

Существует совершенно конкретный документ — Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности. Ее подписали на Всемирной встрече на высшем уровне по проблемам продовольствия в столице Италии в 1996 г.

В Римской декларации продовольственная безопасность определена как «состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах, необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны».

Речь шла о продовольственной безопасности людей (а не некоего государства или групп производителей) и давалась оценка состояния продовольственной безопасности населения по таким главным критериям, как физическая доступность продовольствия (наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте), экономическая доступность продовольствия (уровень доходов каждого гражданина, независимо от социального статуса и места жительства, который позволяет (или не позволяет) приобретать продукты питания, по крайней мере на минимальном уровне потребления), безопасность продовольствия для потребителей (предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью людей).

В Римской декларации не было рекомендаций использовать протекционизм и закрывать рынки.

 

Авторы и исполнители

Приводить АПК и продовольственный рынок в соответствие с Доктриной придется ведомству, сыгравшему главную роль в ее разработке, — Минсельхозу. В министерстве есть Департамент регулирования агропродовольственного рынка. Просочившиеся в прессу комментарии из отдела позволяют сделать вывод, что реализация Доктрины будет сводиться преимущественно к тому, чтобы отслеживать по Росстату долю импорта тех или иных товаров и предлагать «комиссии по защитным мерам корректировки». Как это поспособствует (или наоборот) увеличению предложения продовольствия для граждан и сдерживанию роста цен, не поясняется.

Сотрудники регулирующего департамента говорят, что пороговые значения Доктрины рассчитаны исходя из норматива доли импорта 17%, указываемого в качестве «безопасного» ФАО ООН (продовольственная и сельскохозяйственная организация, Food and Agriculture Organization, FAO под патронатом ООН).

На самом деле ФАО подчеркивает роль национальных производителей и рекомендует не снижать их вес в общей доле производства, чтобы «страна сохраняла способность сглаживать ценовые волны на мировом рынке в интересах своих потребителей».

Президент ставит задачу реализации программы к 2020 г. Глава Минсельхоза Елена Скрынник уже заверила его, что совершенно реально за пять лет обеспечить производство 85% необходимого стране продовольствия.

 

Проблемы АПК нельзя просто залить деньгами

В 2008 г. сельхозпроизводство в России выросло на 10,8%, в 2009-м — на 1,2%.

Борис Фрумкин, заведующий сектором аграрных отношений Института экономики РАН уверен, что российский АПК сможет обеспечить потребности внутреннего рынка на 80%, вопрос лишь в сроках. «По свинине и мясу птицы — к 2015—2018 гг., по говядине и молоку — только через 20 лет, — говорит ученый. — Четвертое место, которое занимает Россия в мире по объемам экспорта зерна, — прежде всего заслуга частных инвесторов, а не государства. Правительство хочет сохранить эти позиции на мировом рынке зерна? Тогда необходимо оказывать предприятиям АПК господдержку в значительно больших объемах. Сейчас им не хватает машин, семян, минеральных удобрений. Только на 44% посевных площадей России в настоящее время вносятся удобрения».

Б. Фрумкин подчеркивает, что необходимо сохранить объемы импорта по всем видам продовольствия на уровне не менее 20%, чтобы стимулировать отечественных производителей снижать собственные издержки, а с ними и цены на продукцию.

Пока себестоимость основных видов продукции остается неконкурентоспособной. В том числе и потому, что государство все-таки оказывает регулярную финансовую помощь АПК, но не отслеживает и не стимулирует способность отрасли эффективно распоряжаться этими день-гами.

Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Андрей Станишевский отмечает по поводу помощи АПК, что госдотации нужно увеличивать, но мало дать деньги, нужно еще проконтролировать, насколько эффективно они израсходованы.

 

Справка

Объем сельскохозяйственного производства в России в 2009 г. увеличился на 1,2% и составил 2 трлн 551,7 млрд руб.

Валовой сбор зерна в России в 2009 г. составил 97 млн т в весе после доработки, что на 10,3% меньше уровня предыдущегогода.

Урожай сахарной свеклы в 2009 г. составил 24,8 млн т, подсолнечника — 6,4 млн т, льноволокна — 53 тыс. т, картофеля — 31,1 млн т, овощей — 13,4 млн т.

Объем производства мяса скота и птицы за 2009 г. увеличился на 6,6% (до 9,9 млн т), молока — на 0,7% (до 32,6 млн т), яиц — на 3,4% (до 39,4 млрд шт.).

Источник: Росстат

Выбор направления

Получается, что по-разному видят цели и способы реализации задач Доктрины чиновники и ученые. Первые, похоже, за протекционистские меры, включая закрытие российского рынка для неугодной продукции. Вторые настаивают, что импорт необходим в разумных пределах. Причем уровень пределов должен определяться не только статистикой подразделения ООН и требованиями отечественных лоббистов, но и реальным сопоставлением цены и качества товаров с учетом платежеспособности населения страны.

Когда европейские страны облагают пошлиной привозную сельхозпродукцию, они учитывают уровень доходов своих граждан. Иначе говоря, сначала обеспечивают выполнение Римской декларации — доступ к пище своих граждан, а потом через пошлины оказывают поддержку своим производителям. И не смешивают эти две разные задачи.

Чиновники по своему природному естеству заинтересованы, конечно, в направлении новых денежных потоков в сельскую местность через ими же созданные структуры. Ученые говорят, что важны не только объемы дотаций и других видов помощи, но и эффективность их использования. В мире существует принятый критерий. Если дотации сельхозпроизводителю понемногу, но приводят год от года к снижению себестоимости производимой продукции, то помощь можно продолжать оказывать. Если же казенные деньги только консервируют отсталые производства, то, как говорится, извините.

Если, как предупреждают аналитики, Доктрина послужит только для защиты от конкуренции производителей, которые категорически не согласны снижать издержки, то к 2020 г. вряд ли кто про нее вспомнит. Если же она сработает на помощь в налаживании в АПК эффективного конкурентоспособного производства, то может стать началом модернизации на селе.

Ресурсы по Российской Федерации*

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Мясо и мясопродукты, тыс. т

Запасы на начало отчетного года

934

954

995

1301

1236

1030

795

617

953

766

560

431

549

623

643

592

650

676

Производство

10 112

9375

8260

7513

6803

5796

5336

4854

4703

4313

4432

4451

4694

4936

4980

4896

5171

5706

Импорт

1535

1521

1400

1404

1631

2250

2113

3015

2348

2126

2095

2553

2697

2668

2704

3094

3175

3177

Итого ресурсов

12 581

11 850

10 655

10 218

9670

9076

8244

8486

8004

7205

7087

7435

7940

8227

8327

8582

8996

9559

Молоко и молокопродукты, тыс. т

Запасы на начало отчетного года

3450

2265

1921

2491

3541

1813

2426

1331

1403

1195

1322

1239

1415

1386

1685

1693

1777

1870

Производство

55 716

51 887

47 236

46 524

42 176

39 241

35 819

34 136

33 255

32 274

32 277

32 905

33 508

33 375

31 935

30 907

31 199

32 181

Импорт

8043

6851

3130

5761

5370

6317

4530

6290

4944

4718

4718

4884

4989

5617

6303

7115

7293

7134

Итого ресурсов

67 209

61 003

52 287

54 776

51 087

47 371

42 775

41 757

39 602

38 187

38 317

39 028

39 912

40 378

39 923

39 715

40 269

41 185

Яйца и яйцепродукты, млн шт.

Запасы на начало отчетного года

1516

1390

1474

1380

1260

1024

926

716

675

677

703

671

686

679

669

785

980

1062

Производство

47 470

46 875

42 902

40 297

37 473

33 830

31 903

32 198

32 744

33 135

34 042

35 173

36 278

36 486

35 731

36 881

37 872

37 875

Импорт

1589

796

212

27

14

111

264

505

881

1083

1168

846

672

733

897

882

900

856

Итого ресурсов

50 575

49 061

44 588

41 704

38 747

34 965

33 093

33 419

34 300

34 895

35 913

36 690

37 636

37 898

37 297

38 548

39 752

39 793

* С 2007 г. включая данные по Чеченской Республике.

Потребление основных продуктов питания по российской Федерации, на душу населения в год, кг

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо

75

69

60

59

57

55

51

50

48

45

45

47

50

52

53

55

58

61

66

Молоко и молочные продукты
в пересчете на молоко

387

347

282

294

281

254

233

230

220

214

215

219

227

231

233

235

239

242

243

Яйца и яйцепродукты, шт.

297

288

263

251

238

216

208

211

217

221

228

235

243

245

242

250

256

254

254

Рыба и рыбопродукты

20

16

12

12

10

10

10

9

10

10

10

11

11

11

12

13

13

14

15

Сахар

47

38

30

31

31

32

33

33

33

34

35

35

36

36

37

38

39

39

40

Масло растительное

10,2

7,8

6,7

7

6,7

7,5

8

8,4

8,8

9,3

9,9

10,4

10,5

11,0

11,6

12,2

12,6

12,8

12,7

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа
и бобовые)

120

121

125

123

124

122

118

118

117

119

117

120

121

120

119

121

121

121

120

Источник: Росстат