1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1184

ККТ: что нужно знать бухгалтеру

Стремление государства контролировать поступление наличной выручки организациям и индивидуальным предпринимателям понятно. Ведь «наличка» — это очень удобный для различного рода махинаций участок. Соответственно для нарушителей — штрафы огромные, а для устрашения остальных — частые проверки. Причем оснований для составления протокола инспектор всегда найдет предостаточно.

Согласно ст. 1 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» к контрольно-кассовой технике (ККТ), применяемой при осуществлении расчетов с использованием средств наличного платежа за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги, относятся:

— контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью,

— ЭВМ (в том числе персональные, программно-технические комплексы).

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 4 вышеупомянутого Закона требования к ККТ, используемой организациями (кроме кредитных) и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения должны быть определены Правительством РФ. Однако до настоящего времени нормативно-правовые акты, в которых были бы изложены требования к ККТ, Правительством РФ еще не приняты. До их принятия и официального опубликования порядок и условия регистрации ККТ в налоговых органах РФ определяются Приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 № ВГ-3-14/36 «Об утверждении Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах» и Письмом МНС России от 30.03.2000 № АС-б-16/232 «О регистрации контрольно-кассовых машин филиалов предприятий» в части, не противоречащей положениям Закона № 54-ФЗ (см. Письмо МНС России от 01.10.2004 № 33-0-11/608®).

Приобрели? А теперь регистрируйте!

Использовать контрольно-кассовую технику, не зарегистрированную в налоговых органах, нельзя.

Рассмотрим процесс ее регистрации. Итак, сначала организация должна подать заявление по форме, приведенной в Приложении 1 к Порядку регистрации ККМ в налоговых органах (утв. Приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 № ВГ-3-14/36). К заявлению следует приложить:

— паспорта на подлежащие регистрации ККТ;

— договор на их техническое обслуживание и ремонт с ЦТО или непосредственно предприятием — изготовителем ККМ (из числа зарегистрированных органами исполнительной власти субъектов РФ).

Налоговый орган проверяет достоверность данных, указанных в заявлении организации, и не позднее 5 дней с момента подачи заявления производит регистрацию ККТ путем внесения сведений в Книгу учета ККМ организаций, ведущуюся налоговым органом.

При регистрации ККТ налоговый инспектор выдает организации Карточку регистрации контрольно-кассовой машины в налоговом органе (по форме согласно Приложению 3 к Порядку регистрации ККМ), а также возвращает организации паспорта на регистрируемые ККТ и договор об их техническом обслуживании и ремонте в центре технического обслуживания (ЦТО).

К сведению!

Карточка регистрации ККТ должна храниться в организации по месту установки кассовой техники в течение всего срока ее эксплуатации. Она предъявляется по требованию представителей налогового органа и других организаций, осуществляющих контроль за применением ККТ, и должна быть возвращена налоговому органу при снятии ККТ с регистрации.

Бухгалтерский и налоговый учет ККТ

Исходя из требований п. 4 ПБУ 6/01 контрольно-кассовая техника подпадает под определение основных средств, так как используется при реализации товаров (работ, услуг), не предназначена для перепродажи и срок ее полезного использования — свыше 12 месяцев.

Между тем с 01.01.2006 ККТ стоимостью не более 20 000 руб. за единицу (или иного лимита, установленного исходя из технологических особенностей в учетной политике организации на 2006 г.) разрешается учитывать в составе МПЗ (см. статьи «Учитываем основные средства по новым правилам», «БП» № 5 за 2006 г., и «Бухгалтерский учет основных средств: на что обратить внимание», «БП» № 6 за 2006 г.).

Если контрольно-кассовая техника учитывается в составе основных средств, то ее стоимость в бухгалтерском учете погашается посредством начисления амортизации. Наиболее подходящий для этого способ — линейный.

Срок службы ККТ организация определяет самостоятельно, исходя из режима эксплуатации, естественных условий и системы проведения ремонта.

Обратите внимание!

Если вы приобретаете ККТ, уже бывшую в эксплуатации, то при расчете срока полезного использования этой техники в вашей организации необходимо учесть срок ее службы у прежнего хозяина.

Напомним, что ККТ, как и все другие объекты ОС, принимаются к бухучету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью ККТ, приобретенной за плату, признается сумма фактических затрат организации на ее приобретение, к которым, в частности, относятся:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) ККТ;

— суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с ее приобретением;

— вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретена ККТ;

— иные затраты, непосредственно связанные с ее приобретением (например, на доставку и установку).

ПРИМЕР 1

20.02.2006 бухгалтер ООО «МММ» обратился в консультационный центр при ЦТО с просьбой оказать ему помощь в выборе модели кассового аппарата и места его приобретения. Стоимость услуги составила 1180 руб. (в том числе НДС — 180 руб.). 21.02.2006 общество приобрело новый кассовый аппарат за 9440 руб. (в том числе НДС — 1440 руб.). 27.02.2006 общество заключило договор с центром технического обслуживания ККТ (ЦТО) и в этот же день подало заявку на регистрацию ККТ в ГНИ по месту своего нахождения.

28.02.2006 кассовый аппарат был зарегистрирован и введен в эксплуатацию.

Руководителем ООО были установлены: срок полезного использования — 60 месяцев, метод начисления амортизации — линейный.

В бухгалтерском учете общества вышеуказанные операции отражаются проводками:

Д-т сч. 08 К-т сч. 76 — 1000 руб. — отражены расходы на консультационные услуги, связанные с приобретением кассового аппарата

Д-т сч. 19 К-т сч. 76 — 180 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная к оплате по консультационным услугам Д-т сч. 08 К-т сч. 60 — 8000 руб. (9440 руб. - 1440 руб.) — отражена сумма, предъявленная к оплате поставщиком (продавцом) ККМ в соответствии с договором Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — 1440 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная к оплате поставщиком (продавцом) ККТ Д-т сч. 01 К-т сч. 08 — 9000 руб. (8000 руб. + 1000 руб.) — кассовый аппарат введен в эксплуатацию Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — 1620 руб. — предъявлена к вычету сумма НДС по приобретенной ККТ и консультационным услугам

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 9440 руб. — перечислены поставщику (продавцу) денежные средства за кассовый аппарат

Д-т сч. 76 К-т сч. 51 — 1180 руб. — оплачены консультационные услуги

Д-т сч. 44 К-т сч. 02 — 150 руб. (9000 руб : 60 мес.) — начислена амортизация по кассовому аппарату за март 2006 г.

ПРИМЕР 2

В январе 2006 г. руководством ООО «МММ» были внесены изменения и дополнения в учетную политику организации на 2006 г., в соответствии с которыми все активы стоимостью менее 10 000 руб. и сроком полезного использования свыше 12 месяцев считаются материально-производственными запасами (МПЗ).

20.02.2006 общество приобрело кассовый аппарат стоимостью 9440 руб. (в том числе НДС —1440 руб.). 27.02.2006 общество заключило договор с ЦТО и в этот же день подало заявку на регистрацию ККТ в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. 28.02.2006 кассовый аппарат был зарегистрирован и введен в эксплуатацию.

Срок полезного использования руководитель установил 60 месяцев, а метод начисления амортизации — линейный.

В бухгалтерском учете общества вышеуказанные операции отражаются проводками:

Д-т сч. 10 К-т сч. 60 — 8000 руб. (9440 руб. - 1440 руб.) — отражена сумма, предъявленная к оплате поставщиком (продавцом) ККМ в соответствии с договором Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — 1440 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная к оплате поставщиком (продавцом) ККТ

Д-т сч. 26 К-т сч. 10 — 8000 руб. — кассовый аппарат введен в эксплуатацию

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — 1440 руб. — предъявлена к вычету сумма НДС, ранее предъявленная к оплате поставщиком (продавцом) ККТ

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 9440 руб. — перечислены поставщику (продавцу) денежные средства за кассовый аппарат.

В налоговом учете контрольно-кассовая техника первоначальной стоимостью менее 10 000 руб. не признается амортизируемым имуществом (ст. 256 НК РФ). Затраты организации на ее приобретение, включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с ее приобретением (за исключением НДС), отражаются в составе материальных расходов в том отчетном периоде, в котором ККТ была введена в эксплуатацию (ст. 254 НК РФ).

Контрольно-кассовую технику стоимостью более 10 000 руб. необходимо отразить в составе амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК РФ). Первоначальная стоимость ККТ в этом случае определяется как сумма расходов на ее приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором она пригодна для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов согласно НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Срок полезного использования определяется организацией так же, как и в бухгалтерском учете, самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию, но в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (в редакции от 09.07.2003).

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359, кассовые аппараты относятся к классу «Средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда». Основные средства этого класса согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, относятся к четвертой амортизационной группе имущества со сроком полезного использования свыше пяти и до семи лет включительно (код 14 3010000).

Для исчисления амортизационных отчислений на восстановление ККТ в налоговом учете организация может использовать один из двух методов: линейный или нелинейный. При этом выбранный ею метод не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации.

Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества рассчитывается:

1) при применении линейного метода — как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта;

2) при нелинейном методе — как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Наиболее подходящий для ККТ, по мнению автора, линейный способ, так как в этом случае сумма начисленной амортизации в бухгалтерском учете будет соответствовать сумме амортизации в налоговом учете.

ПРИМЕР 3

В январе 2006 г. руководством ООО «МММ» были внесены изменения и дополнения в учетную политику организации на 2006 г., в соответствии с которыми все активы менее 20 000 руб. и сроком полезного использования свыше 12 месяцев считаются МПЗ.

20.02.2006 ООО «Мир» приобрело ККМ стоимостью 17 700 руб. (в том числе НДС — 2700 руб.). 27.02.2006 общество заключило договор с ЦТО и в этот же день подало заявку на регистрацию ККТ в ГНИ по месту своего нахождения. 28.02.2006 кассовый аппарат был зарегистрирован и введен в эксплуатацию. Срок полезного использования руководитель установил в 60 месяцев, а метод начисления амортизации — линейный.

В бухгалтерском учете общества вышеуказанные операции отражаются проводками:

Д-т сч. 10 К-т сч. 60 — 15 000 руб. (17 700 руб. - 2700 руб.) — отражена сумма, предъявленная к оплате поставщиком (продавцом) ККМ в соответствии с договором

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — 2700 руб. — отражена сумма НДС, предъявленная к оплате поставщиком (продавцом) ККМ

Д-т сч. 26 К-т сч. 10 —15 000 руб. — кассовый аппарат введен в эксплуатацию

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — 2700 руб. — предъявлена к вычету сумма НДС, ранее предъявленная к оплате поставщиком (продавцом) ККМ

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 17 700 руб. — перечислены поставщику (продавцу) денежные средства за кассовый аппарат

Д-т сч. 09 К-т сч. 68 — 3600 руб. (15 000 руб. х 24%) — отражена сумма отложенного налогового актива1.

Как учитывать расходы на приобретение имущества, введенного в эксплуатацию в 2006 году, — см. таблицу.

ККТ у «упрощенца»

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие объект налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», при определении объекта налогообложения учитывают стоимость приобретенных основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НКРФ).

С 01.01.2006 для целей применения УСН в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ. Таким образом, начиная с 2006 года у налогоплательщиков, применяющих УСН, расходы на приобретение кассовых аппаратов относятся в уменьшение доходов по подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ только в том случае, если их стоимость превышает 10 000 руб.

В противном случае стоимость кассовых аппаратов относится на уменьшение налоговой базы по единому налогу на основании подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в составе материальных расходов по мере ввода их в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 346.16 НК РФ при определении сроков полезного использования основных средств налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1.

Кассовые аппараты, признаваемые для целей главы 25 НК РФ амортизируемым имуществом, приобретенные до перехода налогоплательщика на УСН и имеющие на момент такого перехода остаточную стоимость, принимаются к учету следующим образом.

На дату перехода на УСН в налоговом учете отражается остаточная стоимость кассовых аппаратов (ст. 346.25 НК РФ).

Как уже отмечалось ранее, кассовые аппараты относятся к четвертой амортизационной группе, которой соответствует имущество со сроком полезного использования свыше 5 и до 7 лет включительно. В связи с этим на основании подп. 2 п. 3 ст. 346.16 НК РФ стоимость кассовых аппаратов, приобретенных до перехода организации на упрощенную систему налогообложения, списывается на расходы в следующем порядке: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения — 50% стоимости, второго года — 30% стоимости и третьего года — 20% стоимости. При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.

В заключение рассмотрим несколько ситуаций, которые наиболее часто складываются на практике.

Таблица

Учет расходов на приобретение (за плату) имущества, введенного в эксплуатацию в 2006 г.

В бухгалтерском учете

В налоговом учете

Имущество стоит не более 10 000 руб.

Единовременно

Единовременно

Имущество стоит от 10 000 руб. до 20 000 руб.2

Единовременно

Амортизируются

1 См. статью «Составление форм отчетности и ее состав», «БП» №1 за 2006 г.

2Если в январе 2006 г. руководством организации были внесены изменения и дополнения в учетную политику организации на 2006 г., в соответствии с которыми все активы менее 20 000 руб. и сроком полезного использования свыше 12 месяцев предприятие считает МПЗ.

СИТУАЦИЯ 1

Организация, применяющая УСН (объект налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов»), приобрела ККТ. Может ли она отнести на расходы плату за ее техническое обслуживание?

Учитываются ли при определении налоговой базы по единому налогу расходы на приобретение чековой ленты для ККТ?

«Упрощенцы», выбравшие объект налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Перечень расходов, установленный п. 1 ст. 346.16 НК РФ, является исчерпывающим, и такой вид расходов, как расходы на техническое обслуживание ККТ, в нем не предусмотрен.

В то же время затраты по техническому обслуживанию контрольно-кассовой техники включаются в расходы, учитываемые для целей обложения единым налогом по следующим основаниям.

При определении объекта налогообложения налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на предусмотренные подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы. Эти расходы принимаются при условии соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ, а также после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Подпунктом 6 п. 1 ст. 254 НК РФ установлено, что к материальным расходам относятся в том числе затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. При этом к работам (услугам) производственного характера согласно определению подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся, в частности, затраты по обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

Учитываются при определении налоговой базы по единому налогу и расходы на приобретение чековой ленты для ККТ, правда, уже на основании подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ. Напомним, что согласно этому подпункту к материальным расходам налогоплательщика относятся затраты организации на приобретение материалов, используемых на хозяйственные нужды, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств (см. Письма Минфина России от 16.08.2005 № 03-11-04/2/49, от 17.05.2005 № 03-03-02-04/1/123, от 27.01.2005 № 03-03-02-05/6).

СИТУАЦИЯ 2

При контрольной закупке работник организации не выдал покупателю (налоговому инспектору) чек. Кого должны штрафовать за неприменение ККТ: организацию или продавца ?

В случае неприменения ККТ при наличных расчетах организация штрафуется в любом случае, так как по Закону № 54-ФЗ обязанность использовать кассовый аппарат лежит именно на организации.

Как отметил Конституционный Суд РФ в своем Определении от 14.12.2000 № 244-0, если ККМ не применил работник организации, штраф все равно налагается на юридическое лицо, причем возложение ответственности на предприятие (предпринимателя) не может служить препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника.

Об этом же сказано и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.09.2004 № 6429/04: «Неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ, согласно которой продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин приводит к привлечению к административной ответственности в виде взыскания штрафа».

За неисполнение других обязанностей, установленных Законом № 54-ФЗ, в частности за использование неисправной или неопломбированной ККТ, за невыдачу чека покупателю и др., ответственность ни в указанной, ни в какой-либо другой статье КоАП РФ, а также в самом Законе не предусмотрена.

Тем не менее согласно Постановлению ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:

— фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине ее отсутствия);

— использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;

— использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;

— использование ККТ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

— использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;

— пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

В случае выявления налоговым органом факта продажи товара без применения ККТ, выразившегося в непробитии чека продавцом организации, данная организация и продавец подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ. Этой статьей предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары, выполняющие работы либо оказывающие услуги без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, могут быть оштрафованы. Административный штраф взимается в размере:

— с граждан — от 15 до 20 МРОТ;

— с должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ;

— с юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ.

СИТУАЦИЯ 3

Две организации заключили договор комиссии. Нужно ли применять ККТ при расчетах между комитентом и комиссионером?

Договор комиссии — гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990 ГК РФ).

Исходя из приведенного определения, можно выделить следующие характерные признаки договора комиссии:

— по договору комиссии одна сторона (комиссионер) выполняет поручение другой (комитента), но при этом выступает в обороте от своего имени;

— по сделке, совершенной комиссионером при исполнении договора комиссии с третьими лицами, права и обязанности приобретает сам комиссионер;

— комиссионер выполняет юридические действия за счет комитента;

— комитент обязан выплатить комиссионеру вознаграждение за оказанные им услуги, поскольку договор комиссии всегда является возмездным.

В статье 1 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ четко указано, что под наличными денежными расчетами понимаются «произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги». Поэтому, когда комитент принимает от комиссионера наличные денежные средства за проданные по его поручению товары, по мнению автора, ККТ применять не нужно, ведь комиссионер не приобретал у него товары, а исполнял комиссионное поручение.

Безусловно, когда комиссионер реализует товар населению и организациям (предпринимателям) за наличный расчет, он обязан использовать ККТ, а когда он передает наличные деньги (все полученное по договору комиссии) комитенту, купля-продажа между ними не происходит и ККТ комитентом применяться не должна.

В ситуации, когда агент принимает от принципала наличные денежные средства для выполнения агентского договора, по мнению автора, применять кассовый аппарат нет необходимости по тем же причинам. К тому же в момент передачи денег услуги агентом еще не оказаны.

Если агент возвращает принципалу неиспользованные денежные средства наличными, применять кассовую технику тоже не нужно. Кстати, и судебная практика подтверждает это (например, Постановление ФАС Центрального округа от 22.10.2003 по делу № А09-5635/03-14-13).

Таким образом, в расчетах между посредником и поручителем ККТ применяется только в одном случае: когда поручитель уплачивает вознаграждение посреднику наличными денежными средствами за оказанные последним услуги.

В подтверждение приведем цитату из Письма ФНС России от 08.09.2005 № 22-3-11/1695: «В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, любое иное осуществление денежных расчетов, не связанное с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, не требует в обязательном порядке применения контрольно-кассовой техники».