«Супер», конечно. Но хочется в «рай»

| статьи | печать

Бурное развитие розничной торговли сопровождается структурными изменениями отрасли. Повсеместно сокращается число так называемых независимых магазинов, укрепляются позиции крупных сетевых торговых компаний, многие из которых предлагают партнерам франчайзинговые схемы (см. «ЭЖ» № 10, 13). О проблемах роста в продовольственном ритейле шла речь на очередном заседании пресс-клуба в Московском союзе журналистов.

Хорошо было в прежние времена: продовольственные магазины относились к пищеторгу с разными приставками — рай-, гор-, обл-. Располагались они очень удобно, практически на каждом шагу. Иногда в них продавали даже два сорта вареной колбасы, и не всегда можно было купить хлеб, молоко и масло. Но что было, то было.

Сегодня даже образа того продовольственного магазина не осталось. Население недовольно: в городах, особенно в центре, найти, казалось бы, обычный продуктовый магазин сложно.

А все эти универсамы и маркеты со своими приставками супер-, гипер- в сущности огромные сельские лавки, правда, краси-и-и-вые. Но там-то можно было купить и бутылку керосина, и селедку. Правда, была эта лавка подчас на колесах и заезжала в населенный пункт всего раз в месяц. А сегодня керосина не купишь ни в «супер», ни в «гипер», но хлеб, колбасу, стиральный порошок, а заодно какую-нибудь кастрюльку — непременно.

Конечно, крупным торговым компаниям легче получить кредит. Они могут устанавливать более щадящие условия взаимодействия с производителями и поставщиками товара, концентрировать средства на тех или иных направлениях, развивать систему франчайзинга. Кроме того, более цивилизованная обстановка, особенно по сравнению с открытыми рынками, продукты хорошего качества по приемлемым ценам, дисконтная система — все это привлекает покупателей.

Как отметил в своем выступлении Анатолий Кочетков, заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Москвы, хотя в прошлом году в столице в развитие потребительского рынка было вложено 12 млрд дол., обеспеченность торговыми площадями в два раза меньше, чем в европейских странах. Инвестиции колоссальные, но не хватает земельных участков и помещений. И то и другое очень дорого.

В Москве сегодня 10 тыс. независимых продовольственных магазинов, которые действуют по принципу выживаемости. С развитием торговых сетей ситуация для них ужесточается. Не выдерживая конкуренции, часть из них закрывается, часть перепрофилируется. Рыночные законы волевым решением не отменишь, нельзя заставить бизнесмена получать две копейки, если он на тех же площадях может заработать два рубля.

Как считают в Департаменте потребительского рынка и услуг, разрешить проблему можно двумя способами: дальнейшим развитием франчайзинга и созданием объединения независимых магазинов. Препятствует этому отсутствие соответствующей нормативной базы.

Раз правила игры не установлены, то и нет должной заинтересованности ни у франчайзера, ни и у франчайзи, ни у владельца независимого магазина. У каждого есть достаточное количество своих аргументов «за» и «против».

Независимые магазины боятся потерять свободу, опасаясь банкротства, не знают, как реализовать свое видение «правильного бизнеса».

А если кто-то готов вступить в какую-нибудь сеть или в объединение, то его интерес сосредоточен только на поставках товара. Известный бренд, современные технологии торговли, типовое оборудование и вывеска, бесплатное обучение — неплохо, но главное — чтобы товар был по приемлемым ценам. Это даст возможность окупить франшизу, отбить все затраты и эффективно развивать бизнес.

Но не стоит обольщаться. Сложности с поставками испытывают как небольшие магазины, так и крупные торговые дома. Достаточно вспомнить недавний солевой кризис. И ведь, что интересно, никто не знает наверняка, чем он был вызван. Зато на всех уровнях потребительского рынка и госструктур комментируют ситуацию, высказываются мнения, предположения и домыслы.

Попытка создать по примеру США объединение независимых магазинов потерпела провал. Там 4,5 тыс. магазинов нашли общие распределительные центры, которые на определенных условиях обеспечивают их продуктами, что позволяет сохранять приемлемый уровень доходности. Не захотели наши предприниматели вступать в объединение, да и инвестором этого проекта никто не захотел выступить.

Основная причина неудачи кроется в несовершенстве законодательной базы. Необходим закон о франчайзинге, который дал бы новый импульс развитию розничной продовольственной торговли.

А пока, если хочется кушать, надо поискать крупный торговый центр, где и продукты можно купить, и посмотреть на красивую жизнь, и приобщиться к иностранным технологиям. Словом, сразу получить несколько удовольствий, главное из которых — постоять в длиннющей очереди в кассу, как в старые добрые времена. Продовольственных магазинов не хватает!

Ежегодный рост ритейла, по мнению экспертов, составляет 20—25%. В Москве, по расчетным данным, за три последних года доля товарного оборота выросла с 5 до 30%.

«Лучшая розничная сеть-2005» — оборот, тыс.дол.

В категории «Гипермаркет»

Сеть

Город

Оборот- 2004

Оборот- 2005

Рейтинг

Прирост,%

Aшан

Москва

620

1260

100

103,2

Лента

С.-Петербург

450

650

51,6

44,4

O’Key

С.-Петербург

450

35,71

МосМарт

Москва

120

251,8

20,0

109,8

Молния

Челябинск

77

119

9,4

54,8

Семь Я

Калининград

21

37

2,9

75,0

В категории «Магазины у дома»

Сеть

Город

Оборот- 2004

Оборот - 2005

Рейтинг

Прирост, %

Сибириада

Новосибирск

68

96

100

41,9

Незабудка

Уфа

43,2

66,7

70

54,5

ТД ВКТ

Н. Новгород

38

50

52

31,7

АБК

Москва

39

48

50

24,5

Петровский

Архангельск

29,7

38,2

40

28,7

Тройка

Мурманск

8

14

14

78,7

Сыктывкар

Нижний Тагил

10

12,9

13

28,5

Калинка

Липецк

8

12

13

51,5


Источник: компания BBPG при информационной поддержке Business Analytica