1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Аптеки сплетаются в сети

— Отправил дочь учиться на фармацевта. Без работы не останется, — уверен мой знакомый. — Народ болеет, аптеки теперь на каждом углу. И ведь прав. Объем аптечного сектора фармрынка России в прошлом году составил в розничных ценах 5,3 млрд долларов. По сравнению с 2004 годом прирост составил 20%. Наиболее заметной тенденцией стало бурное развитие аптечных сетей как в частном, так и в государственном секторе.

Прирост дало ДЛО

Суммарный объем розничного сектора фармацевтического рынка РФ за прошлый год составил 7,4 млрд долларов в конечных ценах. Главным фактором, повлиявшим на его развитие, стала программа ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения), определившая годовой 33%-ный прирост рынка.

Мы стали больше тратить на лекарства. Так, их потребление на душу населения составило в 2005 году 36,7 доллара (без учета ДЛО), что на 6,2 доллара больше, чем в 2004 году.

Введение программы ДЛО заметно изменило спрос на основные медицинские препараты: из-за этого доля многих из них уменьшилась и, как следствие, снизились продажи в рознице.

Свыше 7% аптечного рынка страны аккумулируют десять ведущих торговых марок. Объем больничных закупок в РФ в 2005 году увеличился на 20% по сравнению с 2004 годом и составил 1,07 млрд долларов.

Тенденция — укрупнение

Любопытно, что укрупнение государственных аптек в столицах и регионах, объединение их в единые сети в последние годы становится общероссийской практикой:

  • В 2005 году в единую сеть были объединены все государственные аптеки Москвы. Аналогичные планы есть и у ГУПов Свердловской области «Фармация».
  • В июле 2005 года завершился процесс реорганизации сети госаптек Красноярского края в одно предприятие «Губернские аптеки».
  • В 2003 году в единую сеть были объединены муниципальные аптеки Нижнего Новгорода.


Среди основных задач объединения государственных аптек главными называются обеспечение единой ценовой и ассортиментной политики, повышение уровня управления и обслуживания населения, централизация закупок, которая создаст возможность усилить контроль качества приобретаемых медикаментов и облегчит борьбу с подделками.

Вот и власти Санкт-Петербурга объявили в начале года о намерении объединить все четыре городских государственных унитарных предприятия (ГУП), управляющих государственными аптеками, в единое предприятие. Об этом заявил председатель городского Комитета по здравоохранению Юрий Щербук. Он отметил, что частные компании на фармацевтическом рынке оказывают противодействие созданию ГУПов. Однако такое объединение аптек улучшит обеспечение петербуржцев лекарствами, создав единую систему управления и контроля. А пока часть городских частных аптек не закупает дешевые лекарства, необходимые льготникам и имеющиеся на складах у поставщиков, поскольку те не дают высокой прибыли.

Один из экспертов фармацевтического рынка, генеральный директор компании RMBC (ГК «Ремедиум») Мария Денисова, отметила, что сначала тенденция к укрупнению проявилась на уровне региональных аптек — в Перми, Казани, Воронеже, Нижнем Новгороде, Курске и т. д.

Что касается возможного противостояния со стороны коммерческих аптечных сетей, то М. Денисова уверена в том, что частные аптеки, напротив, ждут этого объединения, так как получат конкурентное преимущество в период реорганизации. Этот этап даст им возможность проявить себя с лучшей стороны, поскольку у новой организации наверняка будут трудности с поставщиками, персоналом, логистикой и т. д.

О трудностях, которые неизбежно появятся у новых структур, говорит и Наталия Поляковская, исполнительный директор PR-Агентства «Креатив-Студия Pressto». Она уверена в том, что тенденцию к объединению аптек в ГУПы во многом определила программа ДЛО. Обслуживание населения по льготной программе со временем составит существенную долю продаж и обеспечит аптекам приток покупателей, считает Н. Поляковская. Но, как любой рыночной организации, им придется стать бизнес-ориентированными, конкурировать с «раскрученными» аптечными сетями. Поэтому ГУПам надо всерьез заняться формированием нематериальных активов: повысить доверие к своим сетям, стать узнаваемыми и завладеть потребительскими симпатиями.

Айдар Ишмухаметов,
председатель Совета директоров ГК «Ремедиум»:

— Влияние государственных программ и, в частности, ДЛО нельзя недооценивать. Но многие компании в минувшем году так увлеклись участием в тендерах и других коммерческих процессах, что ослабили свои маркетинговые позиции. Это отразилось на рейтингах продаж препаратов. Государство все более активно включается в бизнес-процессы, придавая им социальную направленность. Производителям придется укреплять свои позиции, идя по четко намеченному пути. Только так они смогут завоевать стабильное место на рынке.

Максим Якушкин,
руководитель департамента
регионального развития «СИА Интернейшнл»:

— Аптечный рынок в последние годы очень активно развивается. И прошлый год тому свидетельство. Крупные игроки активно скупают региональные сети, развивают новые формы работы по франшизе, расширяют набор сопутствующих услуг. Все это обусловлено ростом конкуренции и борьбой за право стать в будущем национальной аптечной сетью. Очевидно, что такое развитие требует колоссальных инвестиций, поэтому сети, обладающие непрофильными активами, будут от них постепенно избавляться.

Настасья Иванова,
генеральный директор
Национальной дистрибьюторской компании:

— Заметной тенденцией стало усиление государственного регулирования отрасли. Основные инициативы власти: ужесточение законодательства в области рекламы, требование обязательного перехода на стандарты GMP для отечественных производителей, сохранение обязательной сертификации. Это вполне обоснованно, так как рынок бурно развивается и есть необходимость упорядочить его работу. Скорее всего ускорится процесс консолидации, так как не все небольшие компании смогут работать в изменившихся условиях.