1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Игра в машинки

Снабжение товарами по приемлемым ценам торговых сетей — одна из важнейших задач франчайзинга, а, значит, без логистики не обойтись. Если магазины расположены в пределах досягаемости автотранспорта, то можно доставлять товары своими автомобилями или с помощью специализированной логистической компании. В любом случае необходим экономический расчет эффективности принятого решения и оценка его риска.

Выбор того или иного решения определяют издержки логистики, так как транспортные затраты доминируют в структуре расходов. А каждая компания стремится к минимизации издержек при повышении качества обслуживания клиентов.

Считается, что при небольших объемах перевозок содержать собственный транспорт экономически не эффективно. Выгоднее передать транспортное обеспечение на аутсорсинг: экспедитору, автоперевозчику, логистическому провайдеру.

При этом компании снимают с себя ворох проблем, связанных с перевозкой грузов и эксплуатацией автомобилей. Это ремонт, содержание гаража и мастерских, зарплата водителей, обслуживающего персонала и т. д. А еще расходы, связанные с потерей, порчей груза и его страхованием. Дополнительная статья затрат — решение вопросов, возникающих при ДТП.

По данным компании Liga Trans, передача в аутсорсинг транспортного обеспечения дает компании общую годовую экономию более чем на 30%.

Обычно автоперевозчики проводят централизованное техобслуживание и плановый ремонт, приобретают запчасти и бензин по более низким оптовым ценам, сами страхуют автомобили от угона и ущерба (КАСКО), при необходимости взыскивают издержки на ремонт с водителя (при его вине).

Значительную долю в сокращение издержек вносит профессиональная организация и планирование труда водителей в таких компаниях.

Экономический расчет для одного из международных производителей и дистрибьюторов спортивных товаров показал, что на техобслуживании и ремонте автопарка из четырех автомобилей иностранного производства (Hyundai, Merсedes Sprinter) грузоподъемностью до 3 т можно сэкономить до 37%. Топливо и горюче-смазочные материалы дают экономию около 10%, а сокращение штата водителей и соответственно налогов — 33% (см. табл.).

Выбор партнера — всегда риск. Чтобы оценить все его последствия, нужно предварительно собрать необходимые сведения и провести их анализ, советуют консультанты по логистике. Однако, по мнению Марии Канаевой (компания «Байер Москва»), получить достоверную информацию сложно — хороший результат обещают все, но, пока не попробуешь, не узнаешь. Избежать разочарования помогают антинаучные «мульки» и женская интуиция. Например, передача автоперевозчика из рук в руки и так называемое сарафанное радио.

Рассылка запросов позволяет оценить оперативность и адекватность реагирования. А анализ полученных ответов покажет, готов ли потенциальный партнер к оперативному исполнению заказа, может ли предложить свои, более оптимальные решения и много ли он хочет за все это получить.

Особого внимания требуют: система субподрядов, наличие «высшего» руководства, с которым все необходимо постоянно согласовывать, отсутствие гибкости в удовлетворении потребностей клиента, ссылки на «обстоятельства» и прочие факторы, которые помешают довезти груз по назначению.

Индикатор/статья расходов

Собственное управление

Аутсорсинг

Экономия, %

Парк автомобилей (малотоннажные, до 3 т)

4

4

0

Техобслуживание и ремонт, дол.

11 155

7000

–37

Топливо и ГСМ, дол.

20 135

18 122

–10

Отношение расходов на ремонт к топливу, %

55

39

ОСАГО, дол.

643

643

0

КАСКО, дол.

6569

0

–100

Техосмотр, дол.

540

540

0

Штат водителей, чел.

6

4

–33

Зарплата + налоги, дол.

49 896

33 264

–33

ВСЕГО РАСХОДЫ, дол.

88 945

59 573

–33

Источник: компания Liga Trans