Уловка №144

| статьи | печать

Довольно часто между ФСС РФ и организациями возникают споры, которые можно разрешить только в суде. Так, например, ФАС Волго-Вятского-округа рассматривался-спор между аудиторской-фирмой и отделением ФСС-РФ.

Фирма внесла изменение в свое штатное расписание, согласно которому только одному аудитору была установлена надбавка к должностному окладу в размере 3500 руб. Ничего противозаконного в этом нет. Просто работница, которой эта надбавка была установлена, спустя пять месяцев ушла в отпуск по беременности и родам.

Отделение ФСС РФ решило, что эта надбавка не должна включаться в фактический заработок как не предусмотренная системой оплаты труда. По мнению Фонда, установление надбавки единственному работнику перед уходом в декретный отпуск — это злоупотребление правом.

Аудиторы не согласились с данным решением и обратились в арбитражный суд.

Несмотря на то что надбавка была установлена штатным расписанием, суд в удовлетворении заявленного требования отказал.

Судей убедил аргумент представителей ФСС РФ, которые заявили, что согласно ст. 144 ТК РФ стимулирующие выплаты и надбавки устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Доказательств того, что они это сделали, аудиторы не представили.

Кассационная инстанция оставила данное решение без изменений (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.04.2004 №-А28-10541/2003-381/16).

За годы действия Трудового кодекса РФ проблем с отсутствием в организациях представительных органов работников, как правило, не возникало. Однако, как видим, работники ФСС РФ в отличие от работодателей изучают Трудовой кодекс намного внимательнее, поэтому положения ст. 144 ТК РФ для организаций становятся полной неожиданностью.

После такого решения арбитражного суда остается только выяснить: а что должен представлять собой представительный орган?

Ведь Трудовой кодекс кроме ст. 144 содержит еще десяток статей, в которых говорится о необходимости учета мнения представительного органа работников (или иного согласования с ним действий администрации).

Мнение представительного органа работников администрация обязана учитывать:

● при отмене режима неполного рабочего времени (ст. 73 ТК РФ);

● при составлении графиков сменности (ст. 103 ТК РФ);

● при утверждении формы расчетного листка, используемого при выплате заработной платы (ст. 136 ТК РФ);

● при установлении систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок (ст. 144 ТК РФ);

● при определении конкретных размеров повышения заработной платы для работников, занятых на тяжелых работах, если только такие размеры не урегулированы в коллективном договоре или в индивидуальных трудовых договорах (ст. 147 ТК РФ);

● при определении конкретных размеров повышения заработной платы для работников, работающих в ночное время, если только такие размеры не урегулированы в коллективном договоре или в индивидуальных трудовых договорах (ст. 154 ТК РФ);

● при принятии локальных нормативных актов, которыми предусматриваются введение, замена и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);

● при утверждении правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);

● при вынесении дисциплинарных взысканий в случаях, когда в соответствии с законодательством работник может быть подвергнут такому взысканию с учетом мнения представительного органа работников (ст. 193 ТК РФ);

● при определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников (ст. 196 ТК РФ);

● в ситуациях, когда в соответствии с коллективным договором принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется с учетом мнения представительного органа работников (ст. 8 ТК РФ).

Последний пункт, как видим, свидетельствует о том, что перечень случаев является открытым.

Несмотря на то что представительному органу работников предоставлены широкие полномочия, его определения в Трудовом кодексе РФ нет. Только в ст.-29 ТК РФ говорится, что представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом.

Интересы работников организации при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, выбираемые работниками.

Нет, правда, ответа на вопрос: кто и при каких условиях становится представительным органом работников?

Статья 37 ТК РФ регулирует порядок определения представителя работников. Однако в ней идет речь о создании такого органа для ведения коллективных переговоров. Сохраняет ли он свои полномочия и для решения других вопросов?

Поскольку в ТК РФ прямого ответа на этот вопрос нет, его надо дать самим работникам. Для этого, по нашему мнению, им следует избрать этот орган на общем собрании.

Чтобы избежать претензий о том, что все шло под диктовку администрации, голосование необходимо сделать тайным. Кроме того, на собрании следует определить кворум для принятия решений, срок полномочий, порядок отчетности. Тогда можно говорить о том, что этот орган создан на условиях, не противоречащих трудовому законодательству, и его можно считать легитимным.

В том случае, если в организации профсоюз не создан, то нелишним будет наделить представительный орган работников еще и полномочиями по согласованию тех вопросов, которые работодатель обязан решать с учетом мнения профсоюзной организации. Ведь ст. 8 ТК РФ такое право этому органу дает.

Напоминаем, что учитывать мнение профсоюза необходимо:

  • при введении режима неполного рабочего времени на срок до шести месяцев (ч. 5 ст. 73 ТК РФ);
  • при увольнении работника по основаниям, предусмотренным п. 2, подп. «б» п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК РФ (ст.-82 ТК РФ);
  • при привлечении работников к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ);
  • при принятии локального нормативного акта, предусматривающего разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);
  • в случае привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ);
  • при утверждении графика отпусков (ст. 123 ТК РФ);
  • при установлении систем оплаты и стимулирования труда, в том числе размера повышения оплаты за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях (ст. 135 ТК-РФ);
  • при определении систем нормирования труда (если эти системы не установлены коллективным договором) (ст. 159 ТК РФ);
  • при утверждении инструкций по охране труда для работников, если только полномочия по согласованию с администрацией таких инструкций не переданы иному уполномоченному работниками органу (ст. 212 ТК РФ);
  • при увеличении продолжительности вахты свыше одного месяца (ст. 299 ТК РФ);
  • при утверждении графика работы на вахте (ст.301 ТК РФ).

Вообще, конечно, такое распределение функций между представительным органом работников и профсоюзами противоречит здравому смыслу.

Как объяснить то, что в соответствии со ст. 73 ТК РФ для введения режима неполного рабочего времени учету подлежит мнение профсоюзного органа, а при его отмене — мнение представительного органа работников организации? Впрочем, никто особенно и не пытается что-либо объяснять. Ведь ФСС РФ пока не решил, как эту статью использовать для экономии своих средств. Ему вполне хватает ст. 144 ТК РФ.