Страховщики потеряли малый бизнес

| статьи | печать

По статистике российский малый бизнес производит порядка 13% всего отечественного ВВП. Причем количество занятых в этом сегменте работников оценивается примерно в 48% от всего работающего населения.

Это косвенно подтверждает, что большинство малых предприятий работает «по-черному» в фискальном смысле слова. Из-за непрозрачности деловой отчетности финансовым компаниям, в том числе банкам и страховщикам, сложно работать на этом рынке.

Один из классических вопросов на форуме фонда, занимающегося поддержкой малого бизнеса (вопрос прислан анонимно): «Нашему ООО семь месяцев. Предмет деятельности — дистанционная продажа товаров, курьерская доставка. Подается нулевая отчетность. Работа неофициальная. Обьем растет, требуются инвестиции. Регистрация торговых марок, реклама, разработки, инновации, оборудование. Обеспечения нет. Возможна ли поддержка фонда в получении кредита?» Ответ отрицательный.

Страховым компаниям, делавшим когда-то ставку на продажу своих услуг мелким предпринимателям, пришлось значительно скорректировать ожидания в последние годы. Даже в докризисную эру мелкий бизнес не торопился покупать полисы. Вопреки официальным установкам на поддержку малых предприятий из-за высоких налогов и административного пресса многие предприниматели функционируют на грани выживания и применяют всевозможные схемы снижения расходов. Так, хотя страхование имущества является самой востребованной услугой со стороны мелких бизнесменов, часто оказывается, что малое предприятие не оформило права на производственное имущество.

Отсутствие качественной статистики — беда многих секторов отечественной экономики — особенно заметно в сегменте малого бизнеса. Страховщики вынуждены применять индивидуальные расчеты рисков в каждом конкретном случае, что в конечном итоге приводит к повышению тарифов. Последнее снижает и без того невысокий спрос на страховые услуги со стороны мелких предпринимателей.

В кризис необходимость страхования у малого бизнеса повысилась в связи с возросшими рисками. Но снизившиеся доходы свели эту мотивацию к нулю. После выплаты аренды, налогов и зарплаты денег на покупку страховых полисов не остается. К тому же громкий уход с рынка нескольких крупных страховщиков уменьшил доверие к деятельности страховых компаний, которые завлекают демпинговыми ценами, но не предоставляют реальную защиту.

Итог: стратегии, по которым развивается страхование на Западе, в России не работают. Если в развитых странах малые предприятия традиционно передают страховщикам широкий набор рисков, у нас каждый рассчитывает на себя и упреки в «низкой страховой культуре», которые звучат из уст страховщиков в адрес мелких предпринимателей, можно смело переадресовывать российской экономике как таковой.